Иногда, при определенном стечении обстоятельств, а именно факторов здоровья малыша и влияния окружающей среды, происходят нарушения в его психическом развитии. Это проявляется в первую очередь проблемами с речью, а позже - нарушениями коммуникативных навыков. У ребенка не развит механизм запоминания, он может быть невнимательным и иметь проблемы с мыслительной деятельностью. Для того чтобы помочь ему необходимо своевременно обратить внимание на эти симптомы и заняться корректировкой детского развития. В обратном же случае незначительные нарушения могут приобретать патологические формы. Чтобы знать как этого не допустить, поговорим о том почему возникает задержка речевого и психического развития у детей, причины приводящие к ним назовем.
Способность малыша слышать и понимать человеческую речь закладывается еще на ранних этапах внутриутробного развития. Еще до рождения ребенок учится различать, кому принадлежит голос, с какой интонацией и тембром ведется речь. Он даже начинает шевелиться активней, когда слышит знакомого человека.
Сразу же после рождения малыш попадает в мир звуков, и в его развитии начинается новая стадия. Он учится различать звуки, реагировать на определенные их сочетания, а затем и говорить. При этом огромную роль играет постоянное общение родителей с ребенком. Для него важно слушать чью-то речь и находится в постоянном тактильном контакте с близкими людьми.
Родителям необходимо помнить, что речевая функция практически не поддается коррекции после пяти лет. При наличии речевой задержки развития ребенок может с успехом овладевать другими навыками, правда с некоторым опозданием по сравнению со сверстниками.
Какие же причины возникновения задержки развития речи у малыша?-Если родители не уделяли ребенку достаточно времени, разговаривая с ним, то развитие функции речи стопориться и остается невостребованным. При этом могут развиваться и сопутствующие нарушения, такие как госпитализм. Это безучастность ребенка и его отказ от коммуникации.
-Негативно повлиять на становление речи могут и постоянные болезни малыша, повышенная нервозность окружающей обстановки.
-Отдельной причиной могут быть нарушения в созревании той группы нервных клеток, которые ответственны за речь.
-Также определенную роль может сыграть гипоксия и полученные родовые травмы.
Малыши с задержками развития речи нуждаются в постоянном особом уходе. С ними должен работать опытный педагог, логопед и, конечно же, психолог. Заданием родителей становится постоянное включение ребенка в разговор. Необходимо добиваться произношения отдельных звуков, слов и фраз. Даже при выполнении простых и понятных действий нужно вести диалог с малышом, пусть он пока и безответный. Следует объяснять свои манипуляции, называть окружающие предметы, просить повторять за вами слова.
Если постоянно заниматься коррекционной работой, можно добиться полной адаптации ребенка. Следует быть настойчивым, но не жестким. Нельзя потакать и специальным искажениям слов.
Занимаясь с малышом – делайте это доброжелательно. Не забывайте, что вовремя не откорректированные нарушения неизбежно приведут к задержкам интеллектуального и психологического развития.
Задержка в развитии психики ребенкаТакое нарушение считается временным отставанием психомоторных функций. Это проявляется отсутствием коммуникативных навыков, отставанием процессов запоминания и памяти, а также мыслительных процессов.
Если ребенок страдает задержкой психического развития – то он зачастую неусидчив и невнимателен. Для таких детей сложно сконцентрироваться на каком-либо виде деятельности. Часто выявлению поддается лишь задержка психического развития младших школьников. Все дело тут в несерьезном отношении родителей. Ранние проявления недугов списываются ими на вредность и маленький возраст. Подобные нарушения в развитии ребенка практически всегда сопровождаются задержкой речи.
Тем не менее, ранняя диагностика задержки развития психики вполне возможна. Если родители замечают, что с первых месяцев жизни ребенок не реагирует на изменения окружения, не стремится к общению, не хочет вставать и ползать, практически не интересуется игрушками – это уже повод для беспокойства.
К причинам нарушения психики относят:-Равнодушие родителей и отсутствие их общения с ребенком.
-Врожденные нарушения нервной системы малыша, которые могут быть вызваны гипоксией или патологиями развития.
-Родовые или послеродовые травмы.
-Болезненность ребенка.
-Нарушения в развитии слуха и/или зрения.
Необходимо помнить, что задержка развития психики не означает умственной отсталости. Зачастую она поддается коррекции при правильном подходе. Но если не пытаться исправить отставание – это существенно отразится на интеллекте.
Для того чтобы повлиять на развитие психики следует работать над эмоциональным контактом с ребенком. Необходимо заниматься с ним регулярно, настаивая на точности исполнения поставленных заданий. Это могут быть и элементарные повторения слов и фраз, называния окружающих предметов. При коррекции не лишней будет помощь логопеда, специального коррекционного педагога, психолога или психотерапевта.
Некоторые детские сады предлагают для таких деток посещение специальных групп. Там ими занимаются подготовленные специалисты. Но, тем не менее, адекватная коррекция развития психики под силу каждому родителю. Важно только захотеть.
Помните, что успех в коррекции психического и речевого развития полностью зависит от вас. Своевременная реакция, соблюдение всех рекомендаций и вера в свои силы – вот основа благополучного исхода.
Екатерина, www.avastek.ru