Выбрать автокресло для ребенка - целая наука. Разобраться в море предложений поможет Дмитрий Кузнецов, специалист по детской автомобильной безопасности сети магазинов "Автодети".
Каждому маленькому гонщику и каждой маленькой принцессе нужно свое личное автокресло. Оно должно и застраховать кроху от травм, и быть комфортным (ведь предстоят и долгая дорога, и кочки, и лихие повороты!).
- Совершенно верно. Во-первых, перевозить малышей в специальных креслах гораздо безопаснее, чем без них. Во-вторых, это требование Правил дорожного движения, за невыполнение которого грозит штраф. В-третьих, так спокойнее водителю, особенно когда в машине кроме него и малыша никого нет.
- Наши дороги никогда не отличались качеством, а жара и тяжелые грузовики превратили их просто во что-то ужасное - сплошь рытвины да бугры. И если дети не пристегнуты, вполне вероятны травмы.
Что уж говорить о по-настоящему опасных ситуациях! Например, при экстренном торможении или маневре непристегнутый ребенок может сильно удариться о переднее сиденье, дверь. Штатный ремень безопасности, рассчитанный на взрослого, может не только не удержать маленького пассажира, но и нанести дополнительные травмы, поскольку проходит как раз на уровне его шеи. Кресло же минимизирует вероятность ушибов и травм, так как правильно и максимально комфортно фиксирует ребенка во время движения машины. Причем в любом возрасте.
- Действительно, кресла делятся на несколько групп - в зависимости от веса или возраста детей, для которых они предназначены. Первая группа - 0 рассчитана на детей до 10 кг веса (с рождения до 10 месяцев). Это люлька, в которой ребенок перевозится в положении лежа.
Самая распространенная группа - 0+ (до 13 кг, примерно до года). Чаще всего такие кресла используются и как переноски. Малыш пристегивается ремнями кресла, а оно, в свою очередь, закрепляется на сиденье автомобильным ремнем. Есть и специальные платформы для крепления кресла - Isofix. Они существенно упрощают процесс установки и снятия и, кроме того, исключают ошибки, которые обычно допускаются при креплении штатным ремнем.
Следующая группа - I (9-18 кг, примерно от года до 4 лет). Эти кресла имеют собственные 5-точечные ремни безопасности. У них есть режим сна: они раскладываются почти в горизонтальное положение. В некоторых моделях предусмотрен подголовник, что создает дополнительный комфорт для ребенка. Кресла этой группы устанавливаются в машине также двумя способами.
Есть универсальная группа кресел, называемая 0+/I. До года их ставят против хода движения, а после - в обычном положении.
Большинство кресел этих групп продаются с мягким вкладышем для перевозки самых маленьких. Когда ребенок подрастает, вкладыш снимается, и кресло используется дальше.
Старшие дети крепятся в креслах уже штатными ремнями безопасности. Например, кресло категорий II/III (15-36 кг, от 3 лет до 12 лет) просто ставится на сиденье, ребенок садится и пристегивается, как взрослый пассажир. На уровне предплечья предусмотрены специальные отводящие ремни, которые защищают детскую шею. Подголовник регулируется по высоте. Можно отрегулировать и спинку, чтобы кресло превратилось в удобный диван.
В последней группе выделяются бустеры. Это только сиденья с подлокотниками. Их рекомендуется использовать не ранее 7 лет, раньше - лишь в крайнем случае (если ваш богатырь растет не по дням, а по часам).
Существуют также сиденья на основе альтернативной системы безопасности, так называемые столики безопасности, - Kiddy. Они подходят для детей старше года. Последние тесты показали, что иногда эти столики гораздо надежнее ремней, а крепятся куда проще и прочнее. Ребенок за таким столиком чувствует себя свободно, притом что выбраться из хитрого устройства не так-то легко (производители утверждают, что невозможно).
- Малышей до 1 года перевозят чаще всего на переднем сиденье. Но надо помнить, что это возможно только при отключенной подушке безопасности.
Крепко-накрепко!
Люльки удерживаются на сиденье только автомобильными ремнями. Кресло с внутренним крепежом удобно использовать, если в семье несколько автомобилей: оно очень мобильно, его легко снять и переставить. А если машина одна, лучше побеспокоиться о стационарном крепеже, например приобрести платформу Isofix. Она принята большинством мировых автопроизводителей, посему считается универсальной. Практически в любом автомобиле, в нижней части заднего сиденья, есть специальные скобы. С одной стороны платформа крепится к ним, а с другой специальным упором в пол. Детское сиденье устанавливается на зафиксированную таким образом платформу, а ребенок в кресле пристегивается внутренними ремнями безопасности.
И еще. В креслах группы 0+ ребенка нужно перевозить только против хода движения; это тоже очень важно! Шейные позвонки малыша слабы, поэтому любое резкое торможение или поворот могут стать причиной травмы. Перевозя кроху лицом к спинке автомобильного кресла, вы смягчаете нагрузку на его суставы. Кстати, во многих странах этот способ перевозки считается самым безопасным. Специалисты советуют возить малыша задом наперед столь долго, сколько позволяют конструкция кресла и рост ребенка.
После полутора лет, как правило, детей пересаживают на заднее сиденье.
- Увы, такие нюансы рассчитать невозможно. Кресла создаются для того, чтобы в них было удобно и безопасно ехать, можно было с комфортом поспать, поиграть. А допустимую длительность поездки для своего ребенка родитель-водитель определяет сам. Понятно, что, отправляясь в долгую дорогу, придется запланировать несколько длительных привалов, чтобы малыш мог размяться, побегать, отвлечься.
- Синтетические или смесовые. И это неслучайно: чисто натуральные ткани, увы, не выдерживают нагрузок и быстро изнашиваются (впрочем, в последнее время производители стараются использовать натуральные ткани для отделки в области подголовника и выпускают специальные съемные чехлы из натуральной ткани).
Чаще всего обивку детского кресла можно снять, чтобы постирать в машинке (в щадящем режиме при температуре около 30 °С).
- Конечно, самостоятельно сделать это нереально. Есть независимые организации, которые проводят краш-тесты. В машину устанавливается тестируемое кресло, в него укладывается или сажается манекен, размером и весом соответствующий группе кресла. Огромное количество датчиков измеряют нагрузку. Машина пускается в различные дорожные перипетии, смоделированные группой инженеров. Специалисты регистрируют показания датчиков и делают выводы о безопасности того или иного кресла. Больше всего внимания уделяется прочности материалов и тому, насколько надежно закреплен манекен.
Полдела сделано: ребенок восседает на своем личном автомобильном троне, надежно пристегнутый ремнями безопасности. Можно отправляться в долгий путь. Чем же занять малыша в дороге?
Самым маленьким путешественникам развлечения не нужны - был бы сон покрепче. Максимум, что может понадобиться, - любимая погремушка крохи. Примерно после 6 месяцев в ход идут прорезыватели и сенсорные игрушки - пищащие, звенящие, с поверхностями разной фактуры. Хорошо бы прикрепить их на лентах к бортам детского кресла, чтобы не искать потом по всему салону и не отвлекаться от дороги. Ну а после года без игрушек уже никуда. Самые хитрые мамы чередуют игрушки: поиграл - припрятали до поры до времени в багажник. Когда малыш о ней забудет, он обрадуется ей, как новой.
Для ребенка старше 3 лет в дороге можно устраивать что-то вроде образовательно-развлекательных семинаров. Можно вместе послушать сказку, а потом ее обсудить, можно учить стихи или тренироваться выговаривать сложные буквы. Либо считать машины того или иного цвета.
Всегда хорошо иметь в машине музыку, сказки или обучающие программы для малыша. Кстати, подголовники некоторых детских автокресел оборудованы колонками, а в их сиденье есть небольшой кармашек, куда спрятан вход для MP3-плеера.
И конечно, дети с огромным удовольствием смотрят мультфильмы, кино на автомобильном DVD-плеере. Однако на плохой дороге, когда монитор слишком трясет, смотреть видео не рекомендуется - от этого портится зрение.
Результаты краш-тестов можно найти в Интернете, задав в строке поисковика марку кресла. Как правило, данным можно доверять.
Самые популярные сегодня кресла производит немецкая фирма Romer - она представлена на рынке уже порядка 40 лет и занимается исключительно безопасностью передвижения. Вся продукция этого производителя имеет хорошие оценки по тестам. Неплохая фирма Maxi-Cosi (Нидерланды): большинство ее моделей имеют хорошие тестовые показатели.
- Лучше всего, конечно, в специализированном магазине, занимающемся исключительно детской безопасностью в автомобиле. Желательно еще до покупки опробовать кресло в своей машине. То есть магазин должен иметь свободный подъезд и давать "померить" кресло.
Перед покупкой каждое кресло стоит рассмотреть детально. Хорошо ли оно крепится? Не будут ли тесны ремни? Есть ли под замком и на лямках мягкие вкладыши? В конце концов, имеется ли инструкция на русском языке?
Кроме того, автокресло должно соответствовать строгим стандартам качества безопасности (европейскому - ЕЭК ООН № 44 и российскому - ГОСТ 41.44-2005) и иметь соответствующий значок.
- Да уж, каких только аксессуаров и вспомогательных средств сейчас не производят! Детские подголовники для сна, например. Они надеваются, как и взрослые, на шею, и малыш может закинуть голову во сне, как ему нравится.
Для удобства наблюдения за ребенком, когда он сидит против хода движения, создано специальное зеркало. Оно устанавливается на подголовник заднего сиденья, напротив кресла малыша, и в зеркале дальнего вида можно наблюдать, что происходит в кресле. Есть и электрические обогреватели для детского сиденья, которые работают от прикуривателя.
А для будущих мам разработаны ремни с фиксаторами, чтобы автомобильный ремень не сдавливал плод.