Крук Григорий Яковлевич (также: Григор Крук, нем.
Gregor Kruk, * 30 октября 1911, Братишев Ивано-Франковской области
– † 5 декабря 1988, Мюнхен, Германия)
– украинский скульптор и график, работавший в Германии. Основная тема творчества: историческая судьба Украины
– более 300 скульптур различного формата, среди скульптурных работ «Портрет патриарха Иосифа Слепого», «Монахиня», «Отдых», «Крестьянское супругов».
Родился мастер в малоземельной семье Якова и Екатерины Круков в малом селе Братишеви под Волчьей горой на Станиславщине
(ныне Ивано-Франковская область). Его дед и отец были гончарами. Григорий имел младшего брата Ивана и старшую сестру Марию. Девятилетним мальчиком впервые переступил порог сельской четырехклассной школы, которую закончил с незаурядными успехами. Учитель Василий Лукасевич убедил родителей дать ему возможность учиться дальше. После окончания 5-го класса в Нижний, В. Лукасевич привез талантливого ученика к деревообрабатывающей школы в Станислав, где он начал учиться на резьбы и столярную отделениях, хотя родители мечтали видеть Григория священником или учителем. После окончания обучения в 1931 году он уехал во Львов, где записался в школу декоративного искусства. Однако студии Крука на отделе скульптуры скоро закончились. Профессор Нальборчик не видел у него таланта к резьбе. Он посоветовал ему стать портным и пришивать пуговицы. Григорий не хотел возвращаться домой с такими новостями. Он начал посещать мастерскую Сергея Литвиненко, который только вернулся из Парижа, где продолжал обучение и выставлял свои работы в салоне Тюильри. Григорий получил возможность смотреть, как работает скульптор, и в благодарность за это делал для него и его друзей мебель. Работая над надгробием Ивана Франка, С. Литвиненко поручил Григорию сделать кирка, которое должен был держать Каменщик. Крук отказывался никакого дела, но мечтал о серьезном обучения. Чтобы попасть в академию искусств без аттестата зрелости, нужно было подать два рисунка человеческого тела с натуры и две скульптурные модели. Он подал свои скульптуры, а рисунки, которых не имел, одолжил у приятеля-студента. Так, в 19 лет Григорий Крук был допущен к вступительным экзаменам в Краковскую академию искусств и успешно их сдал. В академии царил дух французской культуры, для сельского парня было чем-то совершенно необычайным. Он учился в классе скульптуры профессора Константина Лящкы. Финансовое состояние Григория было тяжелым, в основном он голодал, иногда спасаясь дешевым супом в столовой Сестер милосердия. В это время на его работы обратил внимание профессор Б. Лепкий, который преподавал украинскую литературу в Ягелонскому университете. Именно он помог студенту с работой
– заказом на изготовление дизайна для алтаря католической церкви Святого Норберта. Этот заработок дал возможность продолжать обучение в академии, которую Григорий закончил с отличием. Профессор Липкий и директор Краковского музея искусства Станислав Тилл считали, что Круку просто необходимо продолжить обучение, но не в Италии или Франции, как хотелось ему, а в Берлине. С. Тилл помог получить паспорт, а профессор Лепкий написал письмо-рекомендацию Иван Мирчук, директору Украинского научного института в Берлине. Так, в 26 лет Крук выехал из Кракова в Берлин. Приехав в институт он услышал от директора: «В Берлине нет ни места, ни денег для студентов искусства
– только для докторов, ученых и, возможно, архитекторов». Однако разрешил Круку остаться в студенческом доме на две недели. Погрузившись с головой в берлинские музеи, знакомясь с коллекциями Египта, Рима, Греции, часами рассматривая Пергамский алтарь, Григорий открыл для себя целый мир искусства. После увиденного он не представлял своего будущего без обучения в Берлине. С помощью Федора Емца, который работал в Академии художеств, он записался в класс скульптуры профессора Альфреда Фоке
(A. Vocke). Заметив способности студента он выхлопотал для него стипендию, а после ее окончания помогал с заказами и комиссионными. Работая в свободное время садовником в парках Ванзее, он познакомился с дочерью Павла Скоропадского Елизаветой. Она сама занималась скульптурой, училась в Петербурге, Берлине, Флоренции и очень заинтересовалась работами Крука. Елизавета уговорила отца заказать у него свой скульптурный портрет. После выполнения заказа он был приглашен в дом Скоропадских на прием, где сидел рядом с гетманом Павлом. В 1939 году, после начала Второй мировой войны, ему было позволено остаться в Берлине, однако лишен стипендии. Григория перевели в класс Арно Брекера, где он получил знания по эстетике человеческого тела, которые повлияли на всю его дальнейшее творчество и личный художественный стиль. На просьбу о разрешении выехать в родное село ему отказали, но профессор Гилл из академии помог Круку достать соответствующий документ. Встреча с родителями была незабываемой, две недели они не расставались. Как он вспоминал позже, было невыносимо больно прощаться, потому чувствовалось, что навсегда. Находясь вдали от родины, он не забывал Украины, о чем свидетельствуют модели его замыслов
– памятник запорожцам над Днепром в виде чайки с двумя казаками, большая скульптурная композиция для Киева, посвященная Т. Шевченко, памятник украинским матерям, дети которых были уничтожены большевистскими репрессиями. В 1945 году по окончании войны Г. Крук покинул Берлин и переехал в крупнейшего художественного центра Германии, Мюнхен. Там он встретил своего младшего брата. В Швабинге
– немецком Монмартре, где происходило много выставок, творческих встреч и дискуссий, Григорий нашел удобные для работы мастерской. Одна была на дворе, а вторая, большая и светлая, на четвертом этаже уцелевшего дома. Это помещение на улице Элизабет, 13, становилось все больше известным и посещаемым. В 1940-х годах Крук был довольно известным в немецком художественной среде. В 1947 году он принял участие в сборной выставке, где показал несколько своих скульптур. Его авторитет рос после каждой из таких выставок. Уже в конце 1940-х он был избран официальным членом жюри палаты искусства «Гауз дер Кунст» в Мюнхене. Свой первый выезд из послевоенной Германии Крук совершил в Италии. Благодаря стипендии, которую предоставил «епископ скитальцев», Иван Бучко, апостольский делегат для Украинском-католиков в Западной Европе, он в течение шести месяцев изучал там древние памятники искусства и архитектуры. Произведения Крука выдвинули художника на одно из первых мест в Западной Европе. Он утверждал себя как оригинальный скульптор с уникальным собственным стилем и статическими формами резьбы. В январе 1952 года Крук начал серию персональных выставок, показав в Мюнхене 17 скульптур. В 1952 году умирает брат и Григорий переезжает в Париж. Здесь он познакомился с Северином Борачком, известным художником Алексеем Грищенко и бывшим первым министром иностранных дел Украинской Народной Республики А. Шульгиным, который в 1939-1940 годах возглавлял изгнанническое правительство УНР. Шульгин с 1927 года активно участвовал в жизни украинской эмиграции, был соредактором еженедельника «Тризуб». В 1954 году он организовал выставку произведений Крука в галерее Simone Badinier, принесшая мастеру большой успех. Директор Национального музея современного искусства в Париже Жан Кассу
(Jean Cassou), написал предисловие к ее каталогу, а посол Германии во Франции купил одну из выставленных скульптур. После этого Григорий Крук переезжает в Париж. Он выставляет по 28 скульптур и рисунки на выставках в Лондоне, Эдинбурге и Бонне. В 1961 году 35 его произведений экспонировались в Нью-Йорке и Филадельфии, затем в Вене. В 1963 году он уехал в Рим, решив создать портрет митрополита Иосифа Слепого, освобожденного после 18 лет заключения в Сибири. Позже митрополит устроил для Крука аудиенцию у папы Павла VI. За выполненные в Риме скульптурные портреты Иосифа Слепого и Папы Павла VI мастер получил в 1964 году диплом и медаль Ватикана. Скульптурная наследие Г. Крука включает произведения классически-академического направления, самобытного народного и экспрессивные и динамические с природными формами и движениями. Гениальный мастер создал более 300 скульптур и тысячи рисунков. Его портреты высокого класса и экспрессионистические рисунки составляют отдельную художественную ценность. Скульптуры Г. Крука приобрели Национальный музей в Париже, галерея Stenzel в Мюнхене, многие произведения куплено поклонниками искусства и коллекционерами, среди которых профессор Людвиг Ергард, бывший президент ФРГ Генрих Любке, министр иностранных дел Вилли Брандт и другие. Наибольшую скульптурную наследие художника хранят Украинский свободный университет в Мюнхене и Библиотека и Архив им. Шевченко в Лондоне, созданные Союзом украинский в Великобритании.
Большинство его выставок прошли в Мюнхене
(1946, 1947, 1952, 1960, 1963, 1969). Художник также имел персональные выставки во многих городах Америки, Канады, Азии
(Пекин, Анкара) и Европы. К ним относятся, Париж, Лондон, Эдинбург
(1954), Бонн
(1955), Рим
(1957), Нью-Йорк и Филадельфия
(1961), Вена
(1962), Берлин
(1963), Торонто
(1964), Мерано
( Италия) и Вильдбад
(Германия)
(1968), Дубровник
(1970), Гент
(1971), Кихлей
(1986).
В Ивано-Франковске есть улица Григора Крука. В 1992 г. в Ивано-Франковске состоялась конференция на тему творчества скульптора. В 2006г в с. Братишев Тлумацкого района
(Ивано-Фракивськ) стараниям учителя-краевзнавця Боднарчука П.М. по случаю 95-летия открыта комната-музей Г. Крука.