Джаз (англ.
Jazz) – форма музыкального искусства, возникшая на рубеже XIX-XX века в США как синтез африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Джаз характеризуется целым рядом особенностей, среди которых можно выделить следующие:
Слово «jazz»
(возможно, происходит от фр.
Chasser – охотиться) в креолов означало охоту, а также волнение, возбуждение. В 1860-е в североамериканской литературном языке появляется слово «jasm», что означает подъем, вдохновение. Вскоре ему на смену приходит слово «jass», а также аналогичное глагол, что означало, «ловить», «возбуждаться» и т.д. Все чаще начинают использоваться обороты «jazz around»
(бродить, путешествовать) и «jazz up»
(впадать в веселое состояние). Как музыкальный термин, слово «jazz» впервые появилось 1915 года в связи с белым оркестром, игравшим в новоорлеанском стиле, позже
– в названии новоорлеанского оркестра Тома Брауна
– «Том Браун Диксиленд Джаз Бэнд», после чего термин «джаз »быстро распространяется в Северной Америке, а затем и по всему миру.
Джазовый исследователь Маршалл Стернс
(1908-1966) в книге «История джаза» характеризует джаз как синтез «белой» и «черной» музыкальной культуры.
Исследователь выделяет 6 принципиальных источников синтеза джаза:
Ритмы Западной Африки;
Негритянские рабочие песни
(work songs, field hollers);
Негритянские религиозные песни
(spirituals);
Негритянские светские песни
(blues);
Американская народная музыка прошлых веков;
Музыка менестрелей и уличных духовых оркестров.
Негритянские рабочие песни
Пелись неграми на плантациях, на стройках, в портах и т. д. Характерными чертами этих песен, которые были унаследованы джазом являются:
Духовная музыка
Важную роль в формировании афро-американской музыки сыграл процесс обращения в христианскую веру привезенных из Африки рабов. Черные не возражали христианство, видя в нем надежду на освобождение. Музыка, звучавшая в церквях для негров, несла в себе черты канонических европейских церковных песнопений и различных элементов язицницьких культов, пришедших с их исторической родины. Степень проникновения эстетических и музыкальных элементов африканского происхождения в храмовую музыку зависела от разновидности христианства и была больше в католицизме, который относился к языческим традициям более лояльно и меньшей в протестантизме. Духовные песнопения североамериканских негров, так называемые «спиричуэлс», возникли в США уже во 2-й половине 18-го века. Их первоисточником были религиозные гимны и псалмы, завезенные в Америку белыми переселенцами и миссионерами. Спиричуэлс сочетает в себе традиции африканского исполнительства
(коллективная импровизация, характерная ритмика глиссандо, нетемперированной аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами пуританских гимнов. В то же время они в меньшей степени были африканскими и в большей
– европейскими, чем остальные афро-американской музыки. Они стали первым и наиболее выразительным средством, благодаря которому весь мир познакомился с негритянской музыкой.
Блюз
Блюз является представителем светского музицирования американских негров, появившегося задолго до джаза. Само слово «blue» многозначно и расшифровывается, как «голубой», «грустный», «грустный», «меланхолический» и др. Эта многозначность характерна длинным протяжным песням, текст которых всегда содержит определенную недомолвки и неоднозначную эмоциональность-печаль часто идет рядом с юмором, чистота с вульгарностью и т.д.
Характерные музыкальные черты блюза:
Театр менестрелей
Музыкальный театр менестрелей
– еще одно из важных источников происхождения джаза. Белых плантаторов чрезвычайно радовала манера негритянских простолюдинов ходить, одеваться, петь, танцевать и т.д. В начале 19-го века появились первые белые артисты, которые пытались пародировать негритянскую культуру на потеху белым. Такие пародийные выступления получили название «minstrel show», по аналогии с менестрелями средневековой Европы. Наибольшей популярности такой театр достигал с 1840 по 1910 гг. Самые яркие артисты этого жанра
– Томас Райс
(1808-1860), Уильям Генри Лейн
(«Юба»)
(1825-1862), Дэниэль Декатур Эмметт
(1815-1904) и т. д.
«Минстрел шоу» стало хорошей школой для многих ранних джазменов. В оркестрах, сопровождавшие выступления менестрелей, участвовали многие известные позже джазовых музыкантов
– В. К. Хэнди, Джек «Папочка» Лейн, Джелли Ролл Мортон, Джеймс П. Джонсон, Кларенс Уильямс, Банк Джонсон и т. д.
Регтайм
Регтайм
– еще один специфический жанр афро-американского музицирования, сложившийся к концу 19 века. Слово означает «рваный» или «расторгнут время», конкретно термин «rag» означает звуки, появляющиеся между долями такта
(характерное синкоповування мелодической линии четвертого и восьмых долях такта на базе равного аккомпанемента).
Источником регтайма стало творчество провинциальных негров
– пианистов. С перемещением в столицу рэгтайм теряет импровизационную сущность и становится жанром композиторской музыки. Постепенно регтаймы выполняют не только на фортепиано, но и небольшими инструментальными ансамблями
(бэнда). Среди самых популярных композиторов, писавших регтаймы
– Скотт Джоплин
(Scott Joplin), а также Джеймс Скотт
(James Scott), Джозеф Лэмб
(Josef Lamb). Значительное влияние европейской профессиональной музыки делает рэгтайм принадлежностью, т.н., «прохладной стороны» джаза, в отличие от «горячего» джаза, больше тяготеет к афро-американских музыкальных истоков.
Отправной точкой развития джаза считается Новоорлеанский джаз
– искусство, которое развивалось в Новом Орлеане в начале XX века. Его попередиком был Архаический джаз. Термином «новоорлеанский джаз» определяется как хронологический период, охватывающий период примерно с начала 1900-х до конца 1910-х, так и характерный музыкальный стиль, который считается исторически первым джазовым стилем.
Появление этого стиля именно в Новом Орлеане объясняется калейдоскопической культурой этого города, что имело большое значение как морской порт и важный торговый центр, это город привлекало людей разных национальностей и социальных слоев, наряду с белыми здесь жили креолы и негры, диалог их культур и образовал довольно специфическую атмосферу этого города.
Для новоорлеанского джаза характерна коллективная импровизация, где главную партию исполняет корнет на фоне басовой линии тромбона, а кларнет «обвивает» их орнаментальными переплетениями. Таким образом возникает своеобразная полифония. Сольные инструменты противостоят ритмической группе: банджо, тубе и ударным. Гармоничный язык новоорлеанского джаза проста и использует, главным образом, трезвучия.
Среди ведущих джазменов Нового Орлеана
– Джо "Кинг" Оливер, Луи Армстронг, Кид Ори. В новом Орлеане сформировались первые диксиленды
– большие джазовые ансамбли, среди которых особое место занимает ансамбль Original Dixieland Jass Band, который в 1917 году совершил первый джазовый звукозапись.
1917 со вступлением США в Первую мировую войну Новый Орлеан был объявлен военным портом, через что учреждения развлечений закрывались и джазовые музыканты были вынуждены покидать этот город. Центр джазовой культуры перемещается в Чикаго.
Перед Второй мировой войной в Европе появились собственные мастера джаза, среди которых можно отметить, например Джанго Рейнхардта, как такого, что впоследствии оказал существенное влияние и на развитие джаза в Америке
(США).
На сегодняшний день теория джазовой музыки развита значительно слабее, чем теория академической музыки, чем находят различные объяснения:
Он знает больше нас,
Все знает лучше от нас.
(Святослав Вакарчук, песня «Иду ко дну» из альбома «Там, де нас нема
(1998))