Экономика Италии A Fiat 500 in Turin. Fiat is Italy's largest industrial concern.
Italy is a member state of the European Union and part of its single market. Италия – высокоразвитая индустриально-аграрная страна, по объему промышленного производства на рубеже ХХ-ХХI вв. входит в число 10 наиболее развитых стран мира. Основные отрасли экономики страны: машиностроительная, текстильная и швейная, железо-и сталелитейная, химическая, пищевая, моторостроительное, туризм. Важнейший сектор экономики Италии – обрабатывающая промышленность.
Транспорт
железнодорожный, автомобильный, морской, воздушный.
Главные морские порты
Генуя, Триест, Венеция, Неаполь. Воздушный транспорт является важным средством передвижения как по территории Апеннинского полуострова, так и для связи с островами. Наравне с крупными международными аэропортами в Риме, Милане и Неаполе существует много небольших аэропортов на материке и островах. Главная авиакомпания Италии – "АльИталия".
По данным [Index of Economic Freedom, The Heritage Foundation, USA 2001]: ВВП – $ 1,1 трлн. Темп роста ВВП – 1,4%. ВВП на душу населения – $ 19574. Прямые зарубежные инвестиции – $ 8,8 млрд
Импорт
(Топливо – нефть, газ, уголь, кокс, промышленное сырье – металлолом, хлопок, машины и продовольствие) – $ 244 млрд (г.ч. Германия – 18,8%, Франция – 13,1%, Великобритания – 6,4 %, Нидерланды – 6,2%, США – 5,1%).
Экспорт
(Машины, оборудование, ткани, фрукты – апельсины, лимоны, вино (ведущий мировой производитель), фрукты, овощи, текстиль (в Европе ведущий производитель шелка), одежда, товары из кожи, двигатели, электротовары, химикаты, мрамор (Каррара), сера, ртуть, железо, сталь) – $ 280 млрд (г.ч. Германия – 16,5%, Франция – 12,7%, США – 8,5%, Великобритания – 7,2%, Испания – 5,8 %).
Промышленное развитие Италии началось в конце 19 в. Экономическая политика правительства Муссолини и мировой экономический кризис способствовали реструктуризации, но не расширению промышленности, и до конца Второй мировой войны почти половина трудоспособного населения была занята в сельском хозяйстве.
С 1950-х годов итальянская экономика претерпела сильных изменений, и до 1990-х годов обрабатывающая и горнодобывающая промышленность вместе со строительством давали уже ок. 33% ВВП, а непроизводственная сфера (включая торговлю, банковскую деятельность и управление) – еще 63%, в то время как доля сельского хозяйства сократилась до 4%. В период 1950-1964 объем промышленного производства почти удвоился. В период 1963-1974 рост производства составил 4,7% в год. В начале 1970-х годов Северная Италия превратилась в один из наиболее развитых промышленных районов Европы.
Вступление в ЕС 1957 стал важным фактором увеличения объема итальянского экспорта. В 1984-1992 ежегодный рост экономики составлял 2,5%, а по размерам ВВП Италия удерживала третье место в Европе после Германии и Франции. В экономике Италии действует около 35 000 компаний акционерного капитала, часто малых (ядро которых часто семья).
Несмотря на оживление итальянской экономики в 1980-е годы, основные структурные проблемы так и не были решены и проявились в 1990-х годах. Дефицит государственного сектора экономики Италии вырос с 84,6% ВВП в 1985 до 103% в 1992. Чтобы удовлетворять условиям ЕС, сформулированным Маастрихтских соглашений 1991, правительство Италии пыталось уменьшить государственный долг и дефицит бюджета, но в 1992 долг все еще оставался на уровне 10,7% от ВВП.
В начале 1990-х годов 32% занятых составляет долю промышленности, 9% – на долю сельского хозяйства, а остальные 59% – на долю торговли, сферы услуг и других видов экономической деятельности.
В 1990 в Италии было произведено 216 900 000 000 кВт.ч электроэнергии. У 82% давали ТЭС, работающие на жидком топливе (в основном на нефти), 16% – ГЭС и 2% – геотермальные электростанции, АЭС (на 1987 около 1% объема электроэнергии Италии) в 1988-1990 после массовых протестов населения были выведены из эксплуатации. На референдуме 1987 население проголосовало против строительства новых атомных электростанций.
В пределах Италии четко выделяются относительно зажиточный промышленный Север и бедный сельскохозяйственный Юг (Медзоджорно).
Экономика Северной Италии
Север весьма напоминает Центральную Европу по климату, природным ресурсам и структуре хозяйства, тогда как Юг больше похож на настоящий средиземноморский регион. На Севере треугольник Милан-Турин-Генуя – крупнейший промышленно развитый район Италии. По развитию промышленности, торговой и финансовой функциям Милан (второй по населению город Италии) занимает первое место, поэтому его нередко называют деловой столицей страны. Лицо Турина определяют автомобильные заводы концерна "Фиат". Большую индустрию Севера обслуживает Генуя – крупнейший порт страны. В городе и его окрестностях, что протяглося вдоль моря, много промышленных предприятий. Побережье Генуэзского залива имеет также большое курортное значение.
Южная Италия
Отсталость Южной Италии создала в стране так называемую проблему Юга. После 2-й мировой войны здесь были построены большой металлургический комбинат в Таранто, несколько нефтехимических комбинатов, АС, но это лишь незначительно повысило индустриальную активность Юга. Важнейший промышленный и культурный центр Южной Италии – Неаполь. Как пассажирский порт он занимает первое место в стране, а по грузообороту уступает только Генуе. Сельское хозяйство Италии характеризуется отсталой агротехникой, низкими урожаями. Вследствие больших капиталовложений в инфраструктуру и больших субсидий от ЕС, за последние десятилетия экономика Юга существенно изменилась, однако, несмотря на бурный рост в некоторых областях, например в Апулии и Абруцци, в целом регион продолжает сильно отставать от Севера по уровню доходов населения.