Спокойно побороздить на лодке по зеркальной глади тихого озера - давняя мечта многих. Отправиться ли на рыбную ловлю или на водную прогулку - все это станет возможным при наличии вот такого легкого суденышка.
Эта лодка очень легкая (общий вес — всего 21 кг при длине около 2 м и ширине 1,2) из-за специально подобранных материалов и особой технологии изготовления. Ее можно одному, без посторонней помощи, погрузить на верхний багажник автомобиля.
В основе технологии изготовления лодки лежит применение клея на базе эпоксидной смолы, отличающегося высокой стойкостью к различного рода нагрузкам. Все соединения выполняются только на этом клее и при этом почти не требуется шурупов, заклепок и гвоздей.
Основной материал — древесину ясеня — можно заказать в столярной мастерской. Водостойкую трехслойную фанеру толщиной 5 мм — купить в специализированном магазине или на рынке стройматериалов. Прежде чем приступить к делу, необходимо определиться, каким способом делать шпангоуты: более трудоемким, предполагающим гнутье и склеивание их из отдельных слоев, или более простым — выкраиванием шпангоутов из досок. Прочность этих деталей будет достаточно высокой и в том, и в другом случае. Все основные работы по изготовлению лодки выполняют на стапеле, собранном из толстых брусков.
В процессе работы эпоксидный клей желательно готовить минимальными порциями, так как он сравнительно быстро схватывается и становится непригодным для работы. Сначала поверхности склеиваемых заготовок грунтуют — с помощью кисти промазывают жидкой смесью из смолы и отвердителя. Для склеивания заготовок используют состав с добавлением микроволокон, делающих его более густым. Чтобы соединения были прочными, склеиваемые детали необходимо временно сжимать друг с другом струбцинами.
Особенно пригодятся струбцины при изготовлении фасонных элементов шпангоутов — футоксов, а также при обшивке каркаса лодки. Всего средних по размеру струбцин потребуется порядка 20 штук.
Изготовив шпангоуты, делают киль, который выкраивают из одной, по возможности, толстой доски, но его можно изготовить из двух склеиваемых досок. После этого в нем выбирают пазы под шпангоуты.
Расклинив шпангоуты в пазах киля и приклеив к ним днище лодки, свободные концы шпангоутов попарно соединяют на шурупах вспомогательными рейками. Отверстия под шурупы мешать в дальнейшем не будут, так как концы шпангоутов потом будут обрезаны. По еще одной вспомогательной рейке, закрепляемой по продольной оси лодки, точно выверяют расстояния между шпангоутами в соответствии со сборочным чертежом.
Изготовление каркаса лодки завершают усилением его еще двумя рейками, прикрепленными на шурупах слева и справа от продольной рейки. Готовый «скелет» переворачивают и закрепляют на стапеле — рабочих козлах. Желательно, чтобы козлы были достаточно мощными и устойчивыми. С помощью специального рашпиля наружные кромки шпангоутов обрабатывают так, чтобы они всюду, от носовой части лодки до кормы, плотно контактировали с прижимаемой к ним изогнутой рейкой.
Итак, остов лодки готов. Теперь его необходимо обшить шлюпочной фанерой. Чтобы сэкономить деньги, для этих целей можно использовать более дешевую сосновую водостойкую фанеру.
Контуры деталей обшивки (вычерченные в масштабе 1:1 на упаковочной бумаге) переносят на фанеру и вырезают электролобзиком. Затем первую деталь обшивки подгоняют к набору из шпангоутов. Приложив ее спереди к штевню, прижимают деталь струбцинами к шпангоутам и размечают контактирующие поверхности. Прежде чем прикрепить на клею детали обшивки к остову, необходимо закрыть клейкой лентой или пленкой свободные участки (чтобы не запачкать их эпоксидным клеем). Это избавит вас потом от лишней работы при чистке и зашлифовке поверхностей. Соединения обшивки на клее выполняют так же, как и при изготовлении шпангоутов. Сначала контактирующие поверхности промазывают жидким клеем, затем на них наносят более густой (с наполнителем) с последующим креплением деталей обшивки к шпангоутам с помощью больших струбцин.
Прикрепив обе детали обшивки, приступают к довольно ответственной работе — формированию специальным рубанком скоса в тех местах, где следующая деталь перекрывает предшествующую (в целях придания корпусу лодки дополнительной жесткости). Для этого верхнюю кромку установленной детали обшивки необходимо отстрогать под углом так, чтобы скошенная поверхность контактировала с последующей деталью обшивки и одновременно плотно прилегала к шпангоутам. Затем приклеивают следующую деталь обшивки и так далее, пока не будет обшит весь корпус. Излишки еще не затвердевшего клея удаляют льняной ветошью без ворса, смоченной в ацетоне.
После крепления деталей обшивки, корпус лодки можно снять с козел и приступить к креплению внутренних и наружных планок поручней, привальных брусов и опор сидений. Затем надо подогнать банки (скамейки) по месту и снабдить их накладками. Заднюю банку, кницы и брештук — плиту из массивной древесины — приклеивают.
Далее подгоняют верхнюю накладку поручней (состоящую из трех частей), придают ей электролобзиком требуемую форму и наклеивают. Работа завершается шлифованием, покрытием шлюпочным лаком (в 4 - 5 слоев) и установкой дельных вещей.
Остается пришить противоударную оснастку, после чего лодку можно спускать на воду.
По материалам журнала "Делаем сами"