Создание дачного участка, который сочетал бы в себе красоту и практичность, при этом гармонично вписываясь в окружающий природный ландшафт, требует определенных знаний. Добиться такого результата можно только владея и грамотно применяя законы и приемы ландшафтного дизайна для дачного участка, которыми сегодня профессионалы этого дела охотно делятся с любителями.
Первым делом необходимо определиться с общей идеей создаваемого ландшафта, так как даже оформляя ограниченное по площади пространство дачного участка, дизайнер, будь-то профессионал или любитель, должен избегать смешения не сочетаемых вещей, а придерживаться одного направления.
Следующий шаг – организация пространства, которое состоит из 3 основных элементов:
1. Планировочных, к которым относят тропинки, аллеи, площадки и прочие элементы, посредством которых ландшафт разграничивается на составляющие и одновременно объединяется в единое целое.
2. Объемные – это крупные архитектурные сооружения, типа беседок и пр., малые формы, а также рельефы, камни, травянистая растительность и древесно-кустарниковые насаждения.
3. Плоскостные элементы – поляны, лужайки, водоемы и т.д.
К основным законам создания ландшафта относятся следующие:
- Закон линейной перспективы, суть которого сводится к тому, что для создания выигрышного вида конкретного элемента необходимо создать определенный угол его обзора. Например, плоскостные элементы должны рассматриваться сверху, а объемные, наоборот, лучше выглядят на фоне неба, поэтому на них нужно смотреть снизу.
- Закон воздушной перспективы, согласно которого чем больше расстояние до предмета, тем больше смягчаются его очертания и окраска. Исходя из этого, для усиления впечатления глубины пейзажа рекомендуется на его дальнем фоне располагать деревья и кустарник, кроны которых имеют мягкие очертания, а листва синеватый оттенок.
Приблизить пейзаж к наблюдателю можно расположив на переднем плане насаждения из пестролистных растений с серебристой или светлоокрашенной листвой.
- Закон сочетания света и тени, благодаря которому можно придать группам растений или архитектурным сооружениям дополнительный объем и выразительность.
- Закон гармонии цвета, следуя которому расположенные по соседству элементы ландшафта должны иметь либо контрастные цвета, либо выдерживаться в одном цветовой гамме.
Такой подход позволяет избежать хаоса, излишней пестроты пейзажа и перенасыщенности его различными цветами. При создании ландшафта по принципу контраста цветов используют следующие основные сочетания: красный с зеленым, фиолетовый с желтым, оранжевый с синим.
Элементы разных цветов должны занимать разные площади, иначе нарушается оптическое равновесие.
К основным приемам ландшафтного дизайна относятся следующие:
1. Ритм. Прием основывается на повторении отдельных элементов через одинаковые расстояния между ними. Самый яркий пример – аллейные посадки. Чтобы сформировать устойчивое ощущение ритма необходимо повторить элемент не менее 4 раз. Чтобы избежать однообразности, промежутки между элементами заполняются цветниками, миниатюрными водоемами, группами кустарников и пр.
2. Контраст. Располагаемые по соседству предметы должны резко отличаться друг от друга по одному из основных признаков: форме, фактуре, цвету, сочетанию света и тени, а также степени открытости или закрытости пространства, на котором они расположены.
3. Нюанс. Этот прием также используется при переходе одного элемента к другому, но суть его противоположна контрасту. Нюанс – тонкий, почти незаметный переход, осуществляемый за счет незначительных отличий формы, расцветки и пространства. Это наиболее сложный прием, применение которого требует тщательной продуманности каждой детали.
4. Симметрия и асимметрия. Симметрическая планировка основывается на строгой упорядоченности в размещении отдельных элементов. Здесь крайне важно четкое осевое деление всей облагораживаемой территории.
Основные элементы композиции, также как и более мелкие их детали, должны располагаться на одинаковом удалении по отношению к главной осевой перспективе. Подобный подход очень хорош в том случае, когда требуется придать проектируемому ландшафту торжественность и величавость.
Может показаться, что асимметрию создать гораздо проще, нежели симметрию. Однако, это совсем не так, ведь чтобы асимметричная композиция находилась в динамическом равновесии нужно добиться такого расположения основных элементов относительно главной оси, при котором их сумма будет одинаковой. Таким образом, успешно воплотить данный прием в жизнь могут только профессионалы.
Петр, www.avastek.ru