DataLife Engine > Школа > Культурология

Культурология


7-09-2012, 17:06. Разместил: admin
Культурология является интегративной сферой знания, рожденной в широком многоаспектному диалоге на пересечении философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религиоведения, социологии культуры и искусствоведения.
Базисом культурологического знания выступают отдельные науки о культуре, в рамках которых исследуются некоторые феномены культуры. Таким образом, культурология относится к социогуманитарных наук, хотя активно использует как методы естественных наук, так и специальные методы исследования в социальной сфере.
Специфика культурологии заключается именно в ее интегративном характере, в ориентации на бытие и деятельность человека и общества как целостных феноменов.
Культурология является системой знаний о сущности, закономерностях существования и развития, человеческое значение и способы познания культуры. Поэтому важной задачей теории культуры является познание сущности культуры и выявление законов и механизмов функционирования конкретных форм и сторон культуры.
Основные задачи культурологии:

анализ культуры как системы культурных феноменов;
выявления ментального содержания культуры;
исследование типологии культуры;
решения проблем социокультурной динамики;
изучение культурных кодов и коммуникаций.

Культура всегда интересовала философов, социологов, психологов, историков как феномен общественной жизни, раскрывающий особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных формах жизни (культура труда, культура быта, художественная культура, политическая культура), а также как способ жизнедеятельности человека, коллектива и общества в целом. Без мира культуры трудно себе представить мир личности. К культуре в целом относится широкий диапазон человеческих чувств и мыслей от поиска смысла жизни к эстетике (Подольская Е.А., Ростовщик В.Д., Иванова Е. А. Культурология: Учебное пособие: Изд. 2-е, переработанное и дополненное М., Центр учебной литературы, 2005 392 с.)
Уже в древних мифах есть попытка ответить на вопрос о начале культурной истории человечества. В легендах и мифах каждого народа есть легендарные герои, которые учат людей овладению культурными достижениями. Например, Прометей научил людей пользоваться огнем. Гермес изготавливать орудия, обрабатывать металлы. Характерно, что судьба культурного мифологического героя почти всегда состояла трагически. Прометей нарушил волю богов и выдал их секреты людям, за что Зевс приковал его к скале и обрек на страшные муки.
Эволюция природы и человека, как особого вида в природе, является исходным моментом культурной истории человечества. Тот или иной достигнутый уровень культуры человечества определяет каждый раз заново «окультуривания» каждого родившегося человека, в результате чего в конце концов происходит окультуривание человеческой природы.
Элементы человеческой природы представляют собой единство природного и социального, или природного и окультуренного. Например, физическое тело человека представляет собой не только природное образование, а еще и следствие многовековой трудовой, т.е. культурной деятельности. Даже несмотря на то, что физическое тело человека со временем практически не изменилось, рука современного человека существенно отличается своими умениями от руки первобытного человека.
Потребовались века развития культуры, чтобы рука современного человека смог научиться изготавливать сложную технику, создавать високодосконали произведения скульптуры, произведения живописи или музыки, высочайшие достижения воспроизводимого, по словам Энгельса «в картинах Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыке Паганини».
Еще более это касается духовного мира человека, который формируется под влиянием культурной деятельности и в процессе осуществления культурных связей и отношений между людьми.
Проблема заключается в том, что каждый рожденный человек должен стать полноценной, потому что она должна не просто унаследовать природные задатки родителей, но и самостоятельно усвоить все богатство культурных ценностей.
Одним из существенных моментов культурной истории человечества есть потребности, которые в отличие от потребностей животных способны расти. Рост потребностей и было первым историческим актом, определившим противоречивую культурную историю человечества.
Извечно человек и человечество не имели других потребностей, кроме тех, которые начала в нас природа. Это, прежде всего, потребность к самосохранению рода «человек» и отдельного индивида. Но чтобы сохранить себя как вид в природе, человек свои витальные потребности может удовлетворить только способами принципиально отличными от тех, с помощью которых сохраняют себя животные. Для человека в природе нужна особая пища, жилье, одежду. Поэтому первый культурно-исторический акт был направлен на производство средств, необходимых для удовлетворения этих потребностей, на производство собственно материальной жизни, или второй природы.
Следовательно, акты человеческой деятельности в соответствии служили удовлетворению естественных потребностей человеческого общества, хотя в целом осуществлялись в форме культурного творчества отдельных индивидов, которая реализовалась в постоянно осуществляемых актах общения людей друг с другом. Культурное творчество людей, таким образом, проявляется сразу в качестве двойного отношения природного и общественного.
Естественное отношение подсказано человеческой деятельности самой природой. Оно заключается в том, что человеку нужно решить вопрос, что делать, чтобы выжить в природе.
Общественная жизнь рождалось в процессе общения индивидуумов и всегда сводилось к тому, чтобы общими усилиями определить, как осуществить ту или иную деятельность. Ответить на этот вопрос индивид сам, ибо природа по поводу этого ничего не подсказала.
Таким образом, общественная потребность в труде и индивидуальная потребность в общении обусловили начало культурной истории человечества и органично сочетают человеческих индивидуумов в общественное целое Именно в этом заключается философский смысл культуры. Потребность в труде и общении это необходимость культурной истории человечества, связанной с появлением повседневной задачи, вызванного необходимостью и возможностью самому выбирать свой образ жизни, создавать самому себе и собственный мир культуры государство, мораль, право, науку, искусство; создавать представление о добре и справедливости, совести и чести, которые рождались только в процессе общения.
Существует много определений культуры. Одни под культурой понимают ценности духовной жизни. Другие, сужая это понятие, относят к культуре только идеологию, которая должна обслуживать сферу производства. Некоторые культурологи считают, что сегодня существуют более 500 определений культуры. Это объясняется многогранностью феномена и широким применением термина «культура» в конкретных дисциплинах.
Термин «культура» в начальном его толковании не обозначал то особой предмета, состояния или содержания. Он был связан с представлениями о действии, усилия, направленные на действие чего, и поэтому уживался с неким дополнением, обозначая всегда культуру чего: культуру духа, культуру разума т.д. Позже культуру стали понимать как «человечность», что выделяет человека из природы, варварского состояния. Культура стала степени, что отличает римлянина от варвара, цивилизованного человека от дикаря, естественное от неестественного (искусственного).
Несмотря на разнообразие определений культуры, в них можно выделить синтезирующее ядро, объединяющее различные точки зрения. Таким ядром выступает слово «культура» (лат. cultura возделывание, выращивание, уход). Первоначальное это касалось земледельческого труда. В переносном смысле культура это уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, души и духовная культура (в этом смысле Цицерон говорит уже о лат. cultura animi) культуру души.
Следовательно, культура есть совокупность материальных и духовных ценностей, отражающих активную творческую деятельность людей в освоении мира, в ходе исторического развития общества.
Специфика культуры как качественной характеристики духовно-практического освоения человеком мира (внешнего и собственного, внутреннего) отражается в том, что она (культура) свидетельствует, в какой мере человек стал для себя и других человеком, как он ощущает и осознает себя таковой. Культура соответственно, в такой же мере, как и труд, делает человека человеком. Но если труд это единственная социальная субстанция, что создает человека и развивает ее сущностные силы, то культура является единственной социальной мерой, демонстрируя, в какой степени человек стал человеком. Иными словами, культура есть качественная характеристика развития общества.
Американский философ Мэмфорд считал, что культурная работа была для развития человека важнее чем физический труд. Важнее, чем возделывание земли, было создание тотемных столбов, молитвенно дощечек, ритуальных танцев и песен, исполнение обрядов, т.е. осуществление чисто человеческих действий, которые формировали душу человека.
Анализ сущности культуры, ее места, роли в обществе позволяет выделить основные взаимосвязанные стороны, аспекты культуры:

культура рожденное обществом, присущее обществу социальное явление, отражающее его качественную характеристику и обогащает духовную жизнь человека;
культура процесс творческой деятельности человека, направленной на познание окружающего мира и самого человека в этом мире, на получение объективной и достоверной информации о мире, где главную роль играет наука и искусство;
культура призвана помочь человеку не только познать мир и самого себя, но и определить свое место в мире, мировоззренческие установки;
культура включает в себя сущность достигнутых человеком в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей, а также соответствующих ценностных ориентаций человека в мире;
культура, создавая необходимые для ориентации человека в мире нормы поведения и оценки, обеспечивает регулирование социальных отношений людей;
культура выступает как мощный фактор формирования человеческих сущностных сил, формирования человека в человеке, превращение ее природных увлечений, потребностей, эмоций в настоящие человеческие. Именно этом заключается ее гуманистическое содержание.

Культурология сравнительно молодая наука. Оформление ее как специфической сферы гуманитарного знания достигает Нового времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вико, И. Гердера и Г. Гегеля.
Большинство культурологов сходятся на том, что в развитии культурологии можно выделить несколько основных теоретических концепций или парадигм как более или менее видрефлексованих теоретических и методических положений, на которые опираются культурологические исследования.

Вернуться назад