DataLife Engine > Школа > Украинская Советская Социалистическая Республика

Украинская Советская Социалистическая Республика


7-09-2012, 17:06. Разместил: admin





Девиз
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!


Гимн
Гимн Украинской ССР


УССР на карте страны


Столица
Харьков (1922 1934)
Киев (1934 1991)


Языки
украинский, русский


Религии
атеизм


Форма правления
Республика


Председатель


1922
Мануильский Дмитрий Захарович (первый)


- 1991
Гуренко Станислав Иванович (последний)


Законодательный орган
Верховная Рада


История



Объявлено
30 декабря 1922


Голодомор
1933


Принятие новой Конституции
1937


Присоединение Западной Украине
28 июня 1940


Присоединение Крыма
1954


Распад
24 августа 1991


Площадь


1989
603 700 км2


Населения


1989
51706746 человек


Плотность
85,6 чел. / км


Валюта
Советский рубль





Украинская Советская Социалистическая Республика (УССР, в 1937 г. УССР, Украинская Социалистическая Советская Республика) одна из 15 союзных республик бывшего СССР, социалистическая государственно-политическая формация, которая возникла вследствие гражданской войны в бывшей Украинской Народной Республики в 1917-1920 годах . Образована 10 марта 1919 (в результате объединения нескольких советских республик на территории Украины, и аннексии остатков Украинской Народной Республики).
По площади (603,7 тыс. км ) была третьей союзной республикой СССР после РСФСР и Казахской ССР.
С 6466 километров границ УССР 4142 км приходились на другие республики СССР.
Населения УССР 1981 года составляло 50,1 млн. человек (в том числе 31,4 млн. городского населения), из них 36600 тысяч украинский (по количеству населения УССР стояла на 2-м месте в СССР после РСФСР).
Административно УССР в последние годы существования, от 1959 до 1991, была разделена на 25 областей. Они делились на 479 районов и 8522 сельских совета; имела 402 города и 901 поселок городского типа (1980).
Не вся украинская этническая территория (747,5 тыс.км , население 57 млн) входила в состав УССР.
Столицы Харьков (1919-1934); Киев (1934-1991).

См. также Холодноярская Республика

Советская историография ведет историю УССР по 25 декабря 1917, когда большевики созвали в Харькове свой Всеукраинский съезд советов, на котором создали правительство, альтернативный Генерального Секретариата УНР.
I Всеукраинский съезд Советов принял резолюции «Об организации власти на Украине» и «О самоопределении Украины». Съезд провозгласил, что «Украина провозглашается Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Украинская рабоче-крестьянскую советскую республику в официальных советских актах сразу же после ее образования называли также «Украинской Народной Республикой».
В 1917-1920 pp. состоялись три попытки установления большевистской власти в Украине, сопровождаемые военной интервенцией Советской России.
28 ноября 1918 в Курске был создан «Временное рабоче-крестьянское правительство Украины» и его «вооруженными формированиями», после чего большевики развернули наступление на Украину. Части Красной армии 3 января 1919 оккупировали Харьков. А 6 января 1919 «Временным рабоче-крестьянским правительством Украины» впервые была утверждена название «Украинская Социалистическая Советская Республика». УССР (до января 1919 г. использовала название «Украинская Народная Республика») была формально провозглашена как «отдельное государство» на III Всеукраинском съезде советов 6-10 марта 1919 г., когда принято первую конституцию УССР. Окончательно Конституция УССР была утверждена Всеукраинским Центральным Исполнительным Комитетом на заседании 14 марта 1919.
Вступление в СССР
Карта европейской части СССР, 1929 г. 30 декабря 1922 УССР вместе с РСФСР, Белорусской ССР и Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республикой Грузия, Армения, Азербайджан) вошла в состав СССР на федеративных началах, а фактически была аннексирована, теряя таким образом номинальную независимость, которую имела до этого. В июле 1924 года Таганрогский и Шахтинский округа были переданы в состав РСФСР. В октябре 1925 года постановлением ЦИК СССР «Об урегулировании границ Украинской ССР с Российской СФСР и Белорусской ССР» к Украине были присоединены территории с населением 278 тыс. человек, а в состав других республик, прежде всего к РСФСР, была передана от Украины территорию с населением около 479 тыс. чел .. Вместе Кубань, которая была заселена преимущественно украинским, не вошла в УССР и была постепенно русифицированной.
Украинизация



В 1920-х pp. большевистский режим в Украине закрепился, применяя тактику репрессий: истреблено повстанческое движение, ликвидировано национальную коммунистическую партию и впоследствии разные уклоны, как например, «шумськизм») и концессий: (украинизация, Новая Экономическая Политика, начальное терпимости УАПЦ).
Индустриализация и Голодомор






С 1928 года внедрена в жизнь 5-летний план, а с ним коллективизацию сельского хозяйства и индустриализацию за счет крестьянства. Тогда же прекращено НЭП, а в национальной политике Москва, опасаясь украинского культурного возрождения, ударил по деятелях культуры, науки и религиозной жизни, инспирировав процесс Союза Освобождения Украины 1930 года. От коллективизации ужасно пострадало село, особенно во времена искусственно вызванного голодомора 1932-1933 гг
В 1930-х pp. проведено неоднократные чистки в государственном и партийном аппарате УССР, первые секретари ЦК КП (б) У чередовались друг за другом (Лазарь Каганович, Станистлав Косиор, Никита Хрущев).
В 1935-1937 гг чистку переброшено на все ступени партийных и правительственных кадров. Косиор и второй секретарь КП (б) У Постышев были ликвидированы, несколько руководящих деятелей самоубийство. Массово расстреливали деятелей украинской культуры. Были отменены остатки административной и экономической автономии УССР.
Согласно Конституции 1937 года, порядок слов в названии республики было изменено на «Украинская Советская Социалистическая Республика» (УССР)
Только после того, как в большой чистке обезглавили на 70-80% государственно-партийный аппарат УССР, 1938 года на должность первого секретаря ЦК КП (б) У направили Никиту Хрущева.
Плакат 1939 г., который призывает голосовать за вхождение Западной Украины в состав Украинской СССР Советская карта УССР 1940 Вследствие политического соглашения между СССР и гитлеровской Германией в сентябре 1939 г. и июне-июле 1940 г. в УССР было присоединено западноукраинские земли, к тому находились в составе Польши.
Германо-советская война (1941-1945) происходила в значительной мере на украинских землях, и Украина потерпела в ней больших разрушений и ущерба. Территорию оккупированной немецкими войсками Украину снова был административно разделен на западную (Дистрикт Галиция в составе Генерал-губернии Польша) и восточную (Рейхскомиссариат Украина) части, права коренного населения значительно ограничено, несмотря на периодические, чисто формальные, проявления симпатии к украинства (например , запрет в некоторых городах на употребление русского языка в административных учреждениях.
В 1943-1944 гг Красная армия освободила территорию СССР от немцев и начала восстанавливать советские порядки.
Изначально на Западной Украине велась несколько отличная политика (например, коллективизацию отложено на 1948-1950 pp.), Однако ликвидация Греко-Католической Церкви и борьба против вооруженного подполья УПА создала из западноукраинских земель пацификовану зону с массовыми депортациями и арестами.
Начальные надежде, что автономия и внешний престиж (вступление СССР в ООН) после войны возрастут, не оправдались. Сталин и партийное руководство в Москве повели «политику жесткой руки».
Уничтожена войной материально и исчерпана в человеческих ресурсах, Украина боролась с трудностями восстановления и обновления. Согласно советской статистике военные убытки Украине составляли 285 млрд руб. (В довоенной валюте). Правительство УССР получил лишь незначительную часть из возмещений от государств Оси, недостаточную для нужд уничтоженной экономики. Украина же приходилось отстраивать свое народное хозяйство, без внешней помощи (Советский союз отверг план Маршалла), к тому же необходимо было давать свои незначительные средства и рабочую силу на восстановление теперь увеличенной советской империи. Ряд эвакуированных в глубину СССР предприятий не возвращены в Украину. 1946 Украине испытала очередной голода. Вместе с тем началось наступление на некоторые концессии, предоставленные укр. культуре во время войны, как также проведенном кон. 1940-х pp. очередную чистку в КП (б) У во упреком буржуазного национализма.
В 1950-х pp. далее продолжался агрессивное наступление великодержавного шовинизма на украинство, в частности на западно-украинских землях после второй мировой войне физически истреблено организованное вооруженное и политическое подполье (УПА, ОУН). 1951 московская газета «Правда» разоблачала националистические уклоны в произведениях таких режимных авторов, как В. Сосюра (стихотворение «Любите Украину») и А. Корнейчук (либретто оперы «Богдан Хмельницкий»). Это было продолжение «ждановщины» в национальной политике, осуществляемое первым секретарем ЦК КПУ россиянином Л. Мельниковым. Состояние «Холодной войны» Кремлевская власть использовала как дополнительный аргумент для усиления террора в Украине, распространенного и на еврейское население.
Однако смерть Сталина и последующая борьба за власть в Кремле некоторой степени поколебали этот курс. Это проявилось в устранении первого секретаря ЦК КПУ Л. Мельникова, обвиняемого в русификации западно-украинских земель, и назначении на его место А. Кириченко, первого Украинская от времени короткого секретарства Д. Мануильского (1922). Новое коллективное руководство пыталось найти временный компромисс между имперского интересами СССР и национальными устремлениями нерусских народов. В Украине создались возможности некоторой культурной деятельности: льготы в исследовании и публикациях по гуманитарным и общественным наукам, началась контролируемая либерализация («оттепель») в литературе и искусстве. Но юбилей 300лиття Переяславского соглашения 1654, т. н. воссоединение Украины с Россией, Москва максимально использовала для идеологического укрепления «единства» (лозунг «навеки вместе») Украины с Россией, подчеркивая иногда идею партнерства «двух великих народов» СССР. В «Тезисах о 300-летии воссоединения Украины с Россией (1654-1954)» была изложена искажена концепция истории Украины: общность происхождения (с праруського народа) россиян, украинский и белорусов, их неразрывное единство и будто стремление к ней протяжении истории, выгоды союза Украины и России даже под господством царей. Пропагандистских проявлением «дружбы» Украины с Россией было постановление Верховного Совета СССР 19.02.1954 о присоединении Крыма к УССР.
Пытаясь снискать себе расположение общества, коллективное руководство заинициювало ряд новых законов, в основном в хозяйственной сфере. Для увеличения продукции зерна Хрущев, рядом с укрупнением колхозов, провозгласил 1954 план освоения целинных земель Сибири и Казахстана. Из Украины для постоянного поселения на целинных землях мобилизовано около 100 000 человек, преимущественно молодежи. Колхозам предоставлено некоторые льготы и декретировано повышение цен на сельскохозяйственные продукты. Но целинный проект не дал желаемых результатов, и Хрущев ввел дальнейшие реформы: 1958 отменен машинно-тракторные станции (МТС) с оставлением в руках государства лишь ремонтно-технических функций (РТС). Проведена кампания за увеличение посева кукурузы, а также увеличенной продукции химических удобрений. Одновременно запроектировано т. н. межколхозные объединения, но для ограниченных целей производства строительных материалов и строительства.
После достижения в начале 1950-х pp. уровня довоенной продукции, прежде всего в добыче угля и металлургии, в УССР начато развитие и других отраслей промышленности, главным образом топливно-энергетической, машиностроительной и металлообрабатывающей. Курс Г. Маленкова на повышение производства продуктов потребления не дал желаемых результатов, и Украина дальше терпела на большую нехватку жилой площади, нехватка товаров первого потребления и целом низкую покупательную способность населения, несмотря на некоторое повышение заработной платы.
Реорганизация промышленности происходила в двух направлениях: децентрализация хозяйственного управления и созданию хозяйственных районов (совета народного хозяйства). В УССР встал несколько союзно-республиканских министерств (черной и цветной металлургии, угольной промышленности и др.), следствием чего доля промышленной продукции СССР, подчиненная всесоюзным министерствам в Москве, уменьшилось с 64% 1953 до 24% 1956. Расширение полномочий республиканских правительств советская пропаганда преподносила как проявление автономизации республик и устранение т. н. «Антипартийной группы» Молотова, Маленкова, Кагановича оправдывала их оппозицией к расширению прав союзных республик.
С мая 1957 хозяйственное планирование и управление перешло на систему хозяйственных районов, управляемых советами народного хозяйства, которых в СССР было 14, впоследствии 7. Так как децентрализация управления и образования совнархозов, привели к т. н. «Местнических» тенденций (выдвижение местных и республиканских интересов перед обще-союзными), 1962 начато рецентрализации, а после свержения Хрущева восстановлено полнотой старую централизованную бюрократическую систему управления хозяйством (1965).
Одной из хрущевских инициатив в плане борьбы с «культом личности» (о которой было объявлено на XX съезде КПСС) была реабилитация части полет. заключенных и возвращение многих ссыльных в Украину. Однако это не касалось осужденных на значительные сроки политических деятелей и участников подполья УПА и многих церковных деятелей. Попытка восстановить «социалистическую законность» имело своим следствием новую кодификацию советского законодательства. В культурной сфере режим пошел на учреждение новых украинских печатных изданий, восстановление учреждений и обществ, которые раньше были ликвидированы или создание новых. Начато всеобщий переход на обязательное 8-летнее школьное обучение. Введенная законом 17.04.1959 «Об укреплении связи школы с жизнью» реформа школьного подчеркивала, с одной стороны, потребность проиизводственно знаний, но одновременно была рассчитана на русификацию образования в Украине. Дискуссия над проектом закона выявила тревожные голоса со стороны украинской интеллигенции, которая опасалась, что этим узаконится второстепенное положение украинского языка, который ученики отныне не будут обязаны изучать как язык республики. В этом законе, одобренном во всех республиках, крылась новая доктрина национальной политики КПСС слияние наций и культур («сближение и взаимообогащение»), которая была одобрена на XXII съезде КПСС. В Украине эту новую политику пропагандировали И. Кравцев и А. Скаба, а Москва выдвинула на идеолога концепции «слияния наций» узбека Б. Гафурова. Вместе с тем в 1957-1962 pp. усиленно велась антирелигиозная борьба, в ходе которой ликвидировано около половины приходов и церковных общин, две трети монастырей и две из трех православных духовных семинарий в Украине.
Критикой «культа личности» и осуждением практики сталинизма советский режим невольно открыл дорогу стремлением к настоящей либерализации, уже было не легко контролировать. На национальном отрезке это была оборона языка, культурного наследия, рост интереса незфальшованою историей, а главное руководство повысить уровень литературного и художественного творчества. На этом фоне родилось движение «шестидесятников», который стал популярным сначала среди молодой литературной генерации, а впоследствии и среди широкой общественности как новое общественное явление. Он стимулировал общественное мнение, критику национальной политики коммунистической партии. Вытворился творческий фермент, который находил выражение и в официальных учреждениях республики, в основном в культуре, и в прессе.
С целью укрепления своих позиций Хрущев привлек в Москву некоторых своих соратников по Украине: А. Кириленко, Н. Подгорного, а еще ранее Л. Брежнева, что вызвало на Западе предположения, будто в Кремле правит «украинская мафия». Однако тон в национальной политике задавали российские консервативные аппаратчики, протектором которых был М. Суслов, главный идеолог КПСС. Падение Хрущева укрепило позицию централистов, в области народного хозяйства (отраслевая перестройка управления 1965), а в национальной политике партии привело к усилению российского шовинистического курса, русификации и сужение полномочий союзных республик.



В УССР усилена борьба против диссидентского движения, набравший форм борьбы с русификацией, с нарушениями законности, обороны гром. и нац. прав. 1965 состоялась первая волна арестов в Киеве и на Западной Украине. Оппозиция набрала публичного характера и начала проявляться в форме «Самиздата». Уже ранее начало нарастать недовольство, выразившееся в критике сов. национальной политики в офиц учреждениях и организациях, например, в Союзе писателей, в научных учреждениях (конференция по вопросам культуры речи в Киевском Университете в феврале 1963). Носителями этого движения была здебильша молодежь, выразительным представителями которой стали В. Симоненко, В. Чорновил, И. Светличный, А. Горская, И. Сокульский, В. Мороз и в частности И. Дзюба с его самиздатовской трудом «Интернационализм или русификация?», Которая стала своеобразной политической программой движения сопротивления 1960-х pp. Стихийное празднованию шевченковских годовщины, протесты (по поводу сожжения библиотеки АН), политические процессы, спонтанная художественная самодеятельность стали катализаторами нового возрождения, захватившего широкие круги суспильности. Хотя начались уже репрессии, однако режим также будто делал некоторые уступки (попытка министра высшего образования Ю. Даденкова распространения преподавания украиинською языке, основания Донецкого Университета 1965, дни и декады украинской культуры в различных республиках и за рубежом, участие СССР в международных выступлениях, среди других на ярмарке в Марселе, устранение 1968 А. Скабы из секретариата ЦК КПУ, который был ответственным за идеологические дела).
Важнейший политический процесс 1960-х годов был тайный процесс 7 украинских юристов (Л. Лукьяненко, И. Кандыба и др.) перед областным судом во Львове 16-20.05.1961. Подсудимым упрекали, что они якобы хотели силой оторвать СССР от других советских республик. Действительности подсудимые собирались только совсем мирно и легально агитировать за выход СССР на основании статьи 17 конституции СССР 1936. «За измену родине» Лукьяненко осудили на расстрел, других на длительное заключение. Верховный суд УССР, однако, заменил смертный приговор на 15 лет заключения.
Дискриминация украинской культуры, репрессии против отдельных деятелей и вообще протестное движение разбудили интерес к укр. дел за рубежом, и в Коммунистической партии Канады, которая 1967 выслала официальную делегацию для ознакомления с ситуацией в Украине. Отчет делегации было критическое, и Москва добилась отзыва его.
На хозяйственном отрезке декретировано гарантированную минимальную зарплату колхозникам (1966), чем в отношении улучшено судьбе крестьян, часть предприятий (ок. 20%) перешла на новую систему планирования и экономического стимулирования (реформа, предложенная харьковским экономистом Е. Либерманом, введенная экспериментально во всем СССР , но впоследствии ее очень ограниченно). Индустриальный потенциал Украины увеличился благодаря построению значительного числа новых крупных заводов (ок. 900) и модернизации ряда др. Украинская промышленность частично ориентирован на экспортную продукцию.
В конце 1960-х pp. события в Чехословакии имели некоторый отзвук в Украину. Советская вооруженная интервенция объясняется частности опаской Москвы по возможности влияния «Пражской весны» на соседние республики СССР. Вместе с тем давали почувствовать себя трудности в партийных и бюрократических взаимоотношениях между центром и Киевом. Местные партийные руководители, возглавляемые П. Шелестом, отстаивали в Москве некоторые хозяйственного права и притязания УССР относительно инвестиций и политики в вопросе кадров, как также добивались определенной степени культ. автономии. Наличие диссидентского движения эту ситуацию еще больше осложняло В начале 1970-х pp. московское руководство утвердило, что киевские коммунисты не справляются с диссидентами, и требовало разгрома оппозиции. Поскольку этого не сделано в 1970-1971 pp, Москва поручила провести очередную волну арестов (январь-апрель 1972) среди деятелей сопротивления, а вместе с тем с Украиной устранены в мае 1972 П. Шелеста. Падение его было связано с критикой его книги «Украине наша советская» за национальные уклоны. С уходом Шелеста от руководства КПУ заменено и ответственного за идеологические дела в КПУ Ф. Овчаренко В. Маланчуком. Тогда же начата чистку секретарей обкомов (1972-1973 заменено 5 первых секретарей). Первым секретарем ЦК КПУ после Шелеста стал В. Щербицкий, под протекцией Брежнева послушно осуществляет линию Москвы. В партии он укрепил дисциплину и отстранил от воздействий более независимы элементы, особенно с т. н. харьковской (выдвиженцы Н. Подгорного) и киевской группы (П. Шелеста), притягивая к руководству людей Брежнева (днепропетровская группа). В сер. 1970-х pp. появилось больше россиян на влиятельных постах в партии и правительстве, например, в январе 1976 россиянин И. Соколов был назначен вторым секретарем ЦК КПУ (ответственный за кадры). Вообще партийная и государственная бюрократия стала еще более отрешенным от народных масс. Частично толерантное украинизацию отдельных учреждений и школ приостановлено; много сознательных единиц, которые активизировались в 1960-х pp, устранены. Одновременно проведено чистку в различных украинских научно-культурных учреждениях, в частности в институтах археологии, истории и философии АН УССР, в украинском Обществе охраны памятников истории и культуры и др.
Однако волна арестов 1972 не остановила движения сопротивления, хотя нанесла ему чувствительные удары. «Украинская Вестник» (1 выпуск 1970) появлялся до 1974, на Западе начали доходить другие документы «Самиздата». 1972-1973 недовольство населения начало проявляться в забастовках и беспорядках (Днепропетровск, Днепродзержинск, Киев). Начата между Западом и СССР политика «разрядки» какой-то мере способствовала этим ферментам и двигательные сопротивления, в частности после подписания конечного акта Хельсинкских соглашений о европейской безопасности и сотрудничестве (1975). На этом основании оформился в СССР и УССР правозащитное движение. Украинская общественная группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений возникла в ноябре 1976 под руководством писателя М. Руденко; к ней присоединился известный диссидент украинский рода в Москве ген. П. Григоренко. В 1977-1980 pp. группу, которая пополнялась новыми членами, почти ликвидировано (последний гол. на свободе О. Мешко арестована 1980). Документы киевской Хельсинкской группы, регистрировали нарушения национальных и человеческих прав в Украине, вияскравилы тяжелый подневольное состояние Украины перед мировым мнением, гл. на Билградський и Мадридской конференциях, созванных для проверки выполнения Хельсинкских соглашений. Ряд новых документов полет. заключенных из лагерей после 1977 еще отчетливее унагляднюють политические цели сопротивления гос. освобождения Украины (обращение Укр. Нац. Осв. движения в ООН 1979 и заявления Укр. Патриотического движения).
На рел. отрезке особенно преследуются евангельские христиане баптисты "инициативщики", как также др. протестантские группы (пятидесятники, иеговисты), распространены в Украине. Отдельные гр.кат. свящ., действующих нелегально, вместе с мирянами добивались легализации своей Церкви на Западной Украине, но безуспешно; их общины продолжают действовать подпольно, причем были аресты и процессы против их активистов (1969 приговорен тайного епископа В. Величковского). За исключением зап. укр. земель, правосл. Церковь в Украине подвергнута русификации. Офиц. пропаганда побеждает концепцию укр. автокефалии и отдельной вост. укр. Кат. Церкви. Экзарх Украины, киев. митр. Филарет Денисенко видогравав немалую роль в иерархии Российской православной церкви, гл. в ее внешних связях.
В течение 1970-х pp. усилился эмиграционный движение еврейского населения из СССР, в том ч. и с Украиной, в Израиль и на Зап, который охватил около 100-125 000 укр. евреев. Но с укр. деятелей сопротивления удалены на Запад лишь единицы: Л. Плющ (1976), П. Григоренко (1977), Н. Светличная (1978), В. Мороз и пастор Г. Винс (1979) и С. Караванский, Н. Пестрая и В . Малинкович (1980).
Нар. хозяйство УССР полнотой интегрировано в общ. сов. экон. систему, подлежало тем самым изменениям, что и общ. сов. экономика. Доля СССР в общ. сов. нац. прибыли (ок. 20%) не была пропорционально отражена в капиталовложениях Украины прилагала для развития др. районов СССР. В УССР не реализовано жадных больших проектов развития промышленности или транспорта и капитального строительства. Закончено начатое раньше построение т.н. Днепровского каскада ГЭС, который, дает электроэнергию не только для внутр. потребления, но и на экспорт.
Экономическая ситуация СССР с середины 1970-х pp. целом ухудшилась, темпы годового прироста замедлились (с 8,5% в 1970 до 3,2% 1981), на что повлияла и мировой энергетический кризис. Несколько неурожаев повлекли пищевую кризис, что заставило советское правительство импортировать значительное количество зерна. При этом советское руководство продолжало тратить солидные суммы на вооружение и ценные мижпланетарни исследования. Немало стоят советской экономике немалые расходы, связанные с внеш. помощью и военными интервенциями в Африке и на Ближнем Востоке. Факт, что украинский погибают с 1980 в Афганистане, создал атмосферу войны, которой угрожает военная верхушка в Кремле, драматизируя ситуацию еще и китайской опасностью. Курс на военное превосходство СССР и использования слабых мест Зап. или «третьего мира» создал новое напряжение между Зап. и сов. блоком. Изменений или их признаков не внес и 26 съезд КПСС (февраль 1981), который подтвердил прежние позиции и то же руководство в Москве и в УССР. События в Польше 1980-1981 вызвали еще большую чуткость Москвы в зап. респ., гл. в РСФСР; введен ряд ограничений по движению населения. Далее сохраняется строго олигархический характер сов. власти, причем к слову больше приходят рус. националистические круги. Укр. элементы, которые в 1960-х pp. могли иметь еще некоторые влияния в Кремле, теперь имеют лишь номинальное представительство.
Советские органы в Украине по революции Центральный Исполнительный Комитет Украины и Народный Секретариат (гл. Е. Медведев, впоследствии Н. Скрыпник), образованные в Харькове 25 и 30 декабря 1917, как и созданный в Курске в конце 1918 Временное рабоче-крестьянское правительство Украины (гл. Ю. Пятаков), были задуманы как противопоставление правительству УНР. Большевики провозгласили Украины «республикой советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов» в тесном федеративном связи с Советской Россией. Однако конституция УССР 14.03.1919 не вспоминала о федеративных связи и номинально создала «независимое» государство. Фактически же все время действовала начало Москвы (партии и правительства РСФСР) над УССР, прежде всего через КП (б) У, которая, за исключением короткого периода между партийной конференцией в Таганроге в апреле 1918 и первым съездом КП (б) У в Москве в июле 1918, была не только фактически, но и формально составной частью КПСС.
Образованные, согласно конституции, органы власти УССР были полной подобию органов и учреждений РСФСР, таким же было и советское законодательство в Украине. Даже законодательные акты РСФСР применялись автоматически в Украину. Видимость государственности УССР при ее фактическом подчинении российской центральной власти были лишь переходной стадией, диктуемых состоянием войны и наличием в Украине или в изгнании правительства УНР. Это состояние было устабилизуватися созданием союзного государства СССР, составной частью которого стала УССР.
Высшим органом государственной власти за 1919-1922 pp. был Всеукраинский Съезд рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, который избирал Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет осуществлял верховную власть между Всеукраинским съездом; исполнительно-административным органом был Совет Народных Комиссаров. На местах стали подобные советы: городские, сельские, волостные, уездные и губернские с их исполнительными комитетами. Эти органы власти создавались путем посредственных выборов, причем городское рабочий и сельское население не были одинаково представлены (с дискриминацией последнего), при отлучении от участия в выборах различных категорий граждан, лишенных права голоса.
Включение УССР в РСФСР происходило путем объединения наркоматов вследствие заключения т. н. союзно-оборонных и хозяйственных договоров между двумя или даже всеми существующими советскими республиками (1.06.1919 и 28.12.1920). Общее руководство, а в действительности ограничения и подчинения важнейших участков государственной власти российском центровые (оборона, транспорт, труд, внешняя торговля, почта-телеграф) делали характер УССР как отдельной государственной формации, сомнительным.
УССР имела в новой и формальной федерации СССР после 1922 года номинально равноправное место с РСФСР, Белорусской ССР и Закавказской Федерацией. Согласно измененной в мае 1925 года конституции УССР и ее новым вариантом 1929 года, верховные органы власти подобными предыдущих: Всеукраинский Съезд Советов, Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет (гл. Г. Петровский) и Совет Народных Комиссаров (В. Чубарь, П. Любченко). Органы государственного управления наркоматы были разделены на: а) слиты, которые существовали в правительстве СССР и имели в республиках своих уполномоченных, б) объединены (существовали при правительствах и СССР и УССР) и в) самостоятельные (действовали только в республиках). По союзным договором было создано 5 общесоюзных наркоматов: иностранные дела, оборона, внешняя торговля, транспорт и почта и телеграф. Однако путем внесения изменений в законодательство постепенно объединены ряд других участков государственной жизни.
Еще большую централизацию власти и государственного управления установили новые конституции СССР (1936) и УССР (1937), согласно которым была введена система прямых выборов и предоставлены всем гражданам одинаковые избирательные права. Высшую власть по этим конституциями осуществляла Верховная Рада и ее президиум, а исполнительную Совет Народных Комиссаров (с 1946 Совет Министров). Наркоматы были разделены на: а) общеобразовательная союзные, б) союзно-республиканские и в) республиканские, причем объем прямо или косвенно централизованных отраслей распространился.
Конституционным законом от 01.02.1944 распространено компетенцию УССР на внешние дела и оборону образованием союзно-республиканских наркоматов (впоследствии министерств из этих участков). С кон. 1940-х pp. прекращено назначении министра обороны СССР.
После смерти Сталина произошли некоторые изменения в государственно-правовом статусе УССР. С конца 1950-х лет распространено права выборных советов по линии т. н. демократизации и большего участия советов в решении государственных дел. В Верховной Раде УССР был создан постоянные комиссии, которые собирались раз в 3 месяца на короткие сессии для рассмотрения порученных им вопросов. Кроме предыдущих комиссий (мандатной, законодательных предположений, иностранных дел и старейшин), было образовано комиссии: планово-бюджетную, тяжелой промышленности, легкой и пищевой промышленности, местной промышленности, строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства, коммунального хозяйства и бытового обслуживания , торговли, образования и науки, культуры, здравоохранения и социального обеспечения, охраны природы, молодежи (по состоянию на 1971). Постоянные комиссии также было образовано при местных советах. Среди прочих, комиссии, в состав которых входили и не члены советов, имели своим задачу содействовать выполнению мероприятий местного управления.
В связи с курсом на «расширение прав союзных республик» УССР путем соответствующих конституционных изменений была предоставлена некоторые полномочия, ранее принадлежавшие общеобразовательных союзными органами управления: в делах административно-территориального деления, судоустройства и судопроизводства, некоторые права в разработке местного бюджета и хозяйственного планирования. УССР получила право на собственное законодательство в этих сферах, правда, в рамках общесоюзного законодательства и только по поручению союзных органов. По такому же порядку было обработано в конце 1950-1960-х годов ряд новых кодексов УССР, которые разработали на основании общих основ союзного законодательства, они принципиально ничем не отличались от кодексов других республик.
Подобным образом было расширены полномочия исполнительной власти УССР с середины 1950-х годов. В правительстве УССР был образован некоторые союзно-республиканские министерства, ранее не существовали: связи, высшего образования (которому в УССР подчинено 58 вузов), энергетики и электрификации; увеличилось число союзно-республиканских комитетов; перевели союзно-республиканские министерства в разряд республиканских (торговли, строительных материалов, хлебопродуктов, юстиции, внутренних дел, охраны общественного порядка). Тогда же ряд министерств в Москве и Киеве было ликвидирован, а управление этими отраслями перешло в советы народного хозяйства. Этот децентрализационных курс, из него воспользовались республиканские правительства, прекратился в середине 1960-х годов, и тогда было восстановлено центральные министерства в Москве, а в УССР преобразован ряд республиканских на союзнореспубликанськи (образования, торговли, внутренних дел, сельского хозяйства, монтажных и специальных работ, промышленного строительства, лесной и деревообрабатывающей промышленности, пищевой промышленности, строительных материалов, совхозов) или были отменены вообще (юстиции, охраны общественного порядка). Так же ряд комитетов Совета Министров УССР стали союзно-республиканскими комитетами; союзно-республиканское министерство химической промышленности стало обще-союзным в 1970 году.
С кон. 1960-х годов Совет Министров разрослась снова на тяжелую централизованную бюрократическую машину с преимуществом союзнореспубликанських министерств и государственных комитетов (1978 28 и 16 с несколькими др. подведомственными органами) только при шести республиканских министерствах.
Новая конституция УССР 1978 года, принятая вроде конституции СССР 1977 года, повторяла дословно главные статьи последней и вносила лишь минимальные изменения в структуры власти: Верховная Рада избиралась на 5 лет в составе 650 депутатов; местные советы избирались на 2,5 года. В составе Совета Министров СССР было образовано президиум, который фактически существовала и раньше, хотя до сих пор не была конституционным органом. Министерства и дальше делились на союзные, союзно-республиканские и республиканские, которых новая конституция не перечисляла. Изменения в структуре и категориях министерств регулировались теперь уже обычными законами. Конституция уже не вспоминала полномочий УССР в сфере вооруженных сил, таким образом было формально ликвидировано союзнореспубликанське министерство обороны.
УССР формально и фактически была унитарным формацией и не имела в своем составе никаких автономных единиц. К 1940 году была в ее составе Молдавская ССР, которая перешла на статус союзной республики. Тогдашняя Крымская область УССР до 1944 года была АССР в пределах РСФСР. Будучи сама централизованной единицей, УССР входила в широкую централизованную структуру СССР; органам власти последней подчинялись государственные органы УССР. Руководящей силой политической системы СССР была КПСС, которая действовала в Украине через полностью интегрированную в нее Коммунистическую Партию Украины.
Следуя другие государства, УССР, как и 14 других советских союзных республик, имела некоторые внешние признаки также государства: флаг, государственный гимн и герб.
Вопрос суверенитета, правосубъектности и природы советской союзной республики в кругах теоретиков государственного права были и остаются дискуссионными. Советская доктрина настаивала на наличии суверенных прав союзных республик, в том числе и УССР. Зато большинство западных юристов отрицали суверенный характер союзных республик. Ограниченное участие УССР, как и других республик, в международных отношениях до 1923 года и после 1944 года оказывала им лишь частичную правосубъектность, которую нельзя было считать существенной функцией украинского советского государственного организма, а можно было говорить лишь о тактическое значение для с верхней государства СССР. Именно СССР определял целесообразность или нецелесообразность тех или иных действий УССР во внешних связях, манипулируя ими с точки зрения интересов советской великодержавной политики. Объем формально отдельных международных связей СССР был чрезвычайно узким и селективным: право на посольства осуществлялось лишь минимально (представительство УССР при ООН и миссия при ЮНЕСКО в Париже; в Киеве не было ни одного аккредитованного дипломатического представителя иностранного государства), были только генеральные консульства европейских социалистических стран, а в 1976-1979 существовало консульство США; в Одессе были расположены генеральные консульства Болгарии, Кубы и Индии. УССР участвовала только в тех международных конференциях, где это не поднимало ее престижа как отдельного государства (например, в технических и административных). УССР подписала только коллективные (многосторонние) международные соглашения (в 1944-1945 была сигнатором двух двусторонних соглашений), но не политического характера; УССР не принимала никакого участия как отдельное государство в совещаниях и международных организациях стран социалистического блока.
Участие СССР в ООН и специализированных и межправительственных организациях, очевидно, была мотивированная лишь возможностью получение таким образом дополнительного влияния и голосов для СССР.
Начало небыстро десоветизации в Украине, фото 1991 г. На выборах до 2002 г. включительно КПУ всегда играла одну из ведущих ролей, получая голоса Севера, Востока и частично Центра Украины перестроена для этих ограниченных внешнеполитических действий аппарат в правительстве УССР был минимальным: министерство иностранных дел , комиссия иностранным делам Верховной Рады, упомянутые уже миссии в Нью-Йорке и Париже (представитель СССР в Женеве входил в состав обще-советской миссии при европейской штаб-квартире ООН). В 1947 году Москва отвергла предложение Великобритании об установлении прямых дипломатических связей с Киевом. Так же не существовало в Киеве неправительственных учреждений международного общения, как это было в Москве или столицах других стран советского блока (ассоциации содействия ООН и т.д.). Украинский Красный Крест, Республиканский комитет молодежи и т.д. не были членами соответствующих международных союзов. Т. н. общества дружбы и культурной связи с зарубежными странами (СССР Франция, СССР Италия и др.) действовали в общесоюзном масштабе, а их работу в Киеве только координировало Украинское общество дружбы и культурных связей, было подразделением Союза советских обществ дружбы. В этом же плане действовало и общество культурных связей с украинским за рубежом «Украина». Конституция УССР 1978 года не внесла никаких изменений в внешнеполитические полномочия УССР, хотя некоторые украинские советские юристы (И. Лукащук) в свое время указывали на необходимость четкого разграничения и определения их.
Несмотря на минимальные проявления прав УССР в практике внешней политики и на их вспомогательную функцию в советской внешней политике, с точки зрения позитивного международного права (действующее право и его обнаружение в актах) можно утверждать частичную правосубъектность УССР, причем потенциально она могла быть значительно распространена.
Суверенный характер УССР можно ставить под сомнение не только с точки зрения международного, но и государственного права. В принципе классическая теория государства не знает такого прецедента, чтобы одна государственно-политическая единица была так зависима от другой с верхней государства, как СССР, и одновременно претендовала бы на статус отдельной государства. Лишь некоторые вассальные государства и протектораты в прошлом были в подобном положении.
24 августа 1991 Верховный Совет УССР провозгласил независимость Украины, подтвержденную всенародным референдумом 1 декабря 1991.



Административное деление состоянию на 17 января 1979
За время СССР на территории Украины увеличивалось количество ядерного оружия, которая изготавливалась на территории Украины. В эту группировку входили 176 стационарных МБР:
1. 130 жидкостных, по шесть боеголовок каждая.
2. 46 твердотопливных МБР по десять боеголовок, с дальностью полета до 11 000 км.
3. 44 тяжелых стратегическими бомбардировщиками Ту-95МС (25 единиц) и Ту-160 (19 единиц), оснащенных ядерными крылатыми ракетами класса "воздух земля" большой дальности (1080 единиц) и несколькими сотнями единиц тактического ядерного оружия.
Украинское ядерное группировки по своему количественному составу и мощностью занимало в мире третье место после России и США.

Вернуться назад