DataLife Engine > Школа > Командная экономика

Командная экономика


7-09-2012, 17:05. Разместил: admin
Командная экономика (плановая экономика – экономическая система, в которой государство или совета управляющих экономикой. В системе с командной экономикой центральное правительство принимает все решения в отношении производства и потребления товаров и услуг. В крайних случаях, обширные области экономики и промышленности находятся под контролем государства, все решения относительно распределения ресурсов и производства также принимаются государством. Органы планирования решают что должно быть изготовлено и направляют предприятия низших уровней на производство этой продукции. Командная экономика является противоположностью рыночной экономике, в которой производство, распределение, ценообразование и инвестиции принимаются собственниками средств производства на основе собственных интересов а не согласно всеобъемлющего плана. К мягким разновидностей планирования в командных экономиках принадлежит индикативное планирование, когда государство применяет «влияние, субсидии, дотации и налогообложения, но не указывает что делать …» Такие разновидности иногда называют «планируемыми рыночными экономиками».
Некоторые исследователи различают плановую экономику от командной, считая командную экономику крайним случаем плановой. Однако, планирования экономической деятельности присутствует и в условиях свободного рынка.
К важным примеров командных экономик прошлого принадлежит экономика СССР, которая, по оценкам CIA Factbook была некоторое время второй по величине экономикой мира, Китая до 1978 года и Индии до 1991 года.
Начиная с 1980-х и 1990-х годов правительства стран с командной экономикой начали внедрять политику дерегулирования (или, как в Советском Союзе, система потерпела крах) и движение в сторону создания рыночной или смешанной экономики. Плановые экономики существуют в таких странах, как Куба, Ливия, Саудовской Аравии, Иране, Северной Корее и Мьянма.
  Характеристики
При командной (плановой) экономики главные экономические вопросы решает определенный центральный орган, который сначала определяет, что и сколько производить, и непременно контролирует выполнение своих распоряжений. Таким же образом решаются все вопросы относительно того, как производить. Центральный орган решает также вопрос «для кого» производить.
При командной экономики существуют достаточно жесткие ограничения уровней заработной платы, пенсий, продолжительности отпусков работающим т.д. Центр определяет объемы распределения по районам произведенных товаров, а также устанавливает цены на них.
Главной особенностью командной системы является отсутствие у производителей свободы выбора. Так, директор швейной фабрики не мог выбирать поставщика ткани для своего товара, поскольку план «закреплял» за ним конкретного поставщика. Вместе с тем директор ткацкой фабрики не опасался, что его продукция останется нераспроданной за низкого качества: ведь он знает, что швейная фабрика по плану обязана приобрести ее.
Именно отсутствие свободы выбора обусловливает отсутствие у производителей заинтересованности (или стимула) производить лучшие и более дешевые товары, увеличивая их ассортимент и разрабатывая новые модели. Через это удовлетворение потребностей потребителей в такой системе находится на низком уровне. Но следует отметить также, что планирование как метод управления отдельным предприятием широко используется в хозяйственной практике и может способствовать повышению общей эффективности производства.
  Характерные черты:
Чрезмерное огосударствление экономики
Чрезмерная централизация производства (более 90% предприятий – государственная собственность)
Диктат производителя
Бюрократизация аппарата управления
Направления значительной части дефицитных ресурсов на нужды военно-промышленного комплекса
 Критика 
Склонность к диктатуре
Командная экономика подвержена установления диктатуры и карьерному росту людей аморальных и беспринципных. Так, Фридрих фон Хайек считал, что диктатор или диктаторы, стоящих у руля административно-командной системы должны обладать исключительным способностями в сфере политической интриги и внутрипартийной борьбы. Распределение ресурсов в административном порядке невозможно без абсолютной политической власти. Административные приказы должны быть подкреплены погрозую наказания или применения силы. Распределение ресурсов, по определению, означает, что ресурсы отбирают у одних и отдают другим. Карьерный рост возможен только для людей беспринципных и не отягощенных моралью.
Хайек считал, что даже если власть сама по себе может и не быть целью, тем не менее планирование ведет к диктатуре, поскольку диктатура – эффективный инструмент силового воздействия и принудительного насаждения идеологии, и как таковая необходима для осуществления широкомасштабного централизованного планирования. «Для достижения своих целей коллективиста нужна власть – власть одних людей над другими, причем в невиданных доселе масштабах, и от того, смогут ли они ее достичь, зависит успех всех начинаний …» По мнению Хайека, именно беспринципные и безсовистни люди имеют больше шансов на успех в тоталитарном обществе. Также с этим выводом соглашается Франк Найт, который утверждает, что органы планирования должны будут «управлять беспощадно, для поддержки механизма организованного производства и распределения ресурсов». «Хотят они этого или нет, им придется это делать; вероятность того, что у руля окажутся люди, не одержимые жаждой власти, равна вероятности того, что чрезвычайно добрая и мягкий человек получит работу смотрителя за крепостными …»
Хайек также утверждает, что поведение диктатора в экономике не может сдерживаться моралью или какими-либо законах, поскольку диктатор не может заранее ограничить себя любыми формальными правиалмы, способными предотвратить произвол. Ему все время приходится решать проблемы, которые невозможно решить, пользуясь только формальными правилами.

Вернуться назад