DataLife Engine > Школа > Этнография

Этнография


7-09-2012, 17:05. Разместил: admin
Этнография (от греческого этнос – племя, народ; графо – пишу) – обществоведческая наука, объектом исследования которой являются народы, их культура и быт, происхождение (этногенез), расселение, процессы культурно-бытовых отношений на всех этапах истории человечества . Концентрирует внимание на разработке проблем этно-и нациогенеза, этнической истории, межнациональных отношений, этнонациональных процессов, традиционно-бытовой культуры, народных знаний, быта, народного искусства.
Этнография – это история народа, которая включает в себя историю его жилища, одежды, питания, его семейного уклада, форм быта в широком смысле этого слова. Это история его мировоззрения, народных знаний, верований и суеверий, обрядов и обычаев. В последнее время большинство ученых относят этнографию не к исторической, а к обществоведческой науки.
Иначе говоря, этнография изучает социальные отношения, опосредованные материальными предметами. Например, функции одежды на первых этапах – защитные (от холода, других неблагоприятных воздействий природы), в жарком поясе другая функция, также первичная – украшать тело. Но уже с давних пор появляются и другие вторичные функции одежды: поло-раздельная и социально-раздельная, последняя включает в себя обрядовую культовую роль одежды. Таким образом, одежда выступает как социальный знак, метка, обозначающая место человека в общественной системе. Он объединяет людей одинакового социального (в том числе и этнического) статуса, вместе с тем – является интегрирующим фактором внутри данной группы, одновременно противопоставляя ее другим.
До определенного уровня аналогом термина этнография есть понятие социальная антропология (в Великобритании), культурная антропология (в США) и этнология (в ряде западноевропейских стран). Она тесно связана с собственно историей, археологией, языкознанием, фольклористикой. С конкретной социологией ее роднит изучения взаимодействия социально-классовых и этнокультурных явлений (этносоциология), с лингвистикой – исследование генеалогического родства народов, взаимодействие языковых и этнических процессов (этнолингвистика). С социальной психологией этнография имеет общий раздел – этнопсихологии. В исследовании численности народов мира, миграционных процессов она сталкивается с демографией (этническая демография).
Этнографическая наука других стран имела иную природу и несколько отличные названия. Например, российская этнография формировалась на базе географии и была вызвана к жизни потребностью в описании народов тех земель, что покоряла Россия. Нечто подобное было характерно для немецкой этнографии, состоящая из двух частей: Voelkerkunde – наука, изучающая чужие народы, и Volkskunde – наука, изучающая собственный народ. Такой же разделение имела этнография и скандинавских стран, во Франции зарождения этнографии связывалось с классификацией языков и только в начале XX в. – С осмыслением расовой проблематики и изучением человечества; в англоязычных странах аналогом этнографии выступает социальная (в Англии) или культурная (в США) антропология, которая имеет несколько другой, чем этнография, исследовательский объект – человека, а не народ. Термином "этнография" в большинстве западных стран определяют описательную дисциплину (музееведение) в отличие от теоретической – "этнологии".
К междисциплинарных областей знаний относятся етноархеология, аграрная этнография, этнопедагогика, этнографическое музееведение, этническая антропология и др. Этнография теснейшим связана с экономикой (экономический базис определяет культуру) и политикой.
Среди этнографических проблем важнейшие:
В отличие от зарубежной отечественная этнография особое внимание уделяет не только традиционным, но и современным проблемам: этносоциального развития народов, современным этническим процессам, вопросам использования национальных традиций. На этих позициях основывается и довольно распространенный в этнографии сравнительно-исторический метод, согласно которому культура и быт народов изучаются с позиций историзма.
Для этнографии, рассматривает особенности развития культуры и быта народов в их историческом развитии, особенно важны также письменные свидетельства прошлого, хроники, живописные материалы, карты. Ценным источником остаются археологические комплексы, музейные собрания, фольклор, предметы культа, народного искусства.
Этнографа объекты культуры и быта интересуют не сами собой, а в их отношении к людям. Ведь этнография – наука о человеке, а не о вещах.
Непосредственное наблюдение и описание обычаев, быта, мировоззрения народа – это основной метод этнографии. Кроме того, она широко использует письменные источники, вещественные памятники, данные археологии, антропологии, географии, фольклористики, языкознания.
Становление украинской этнографии как отдельной научной дисциплины произошло в середине XIX в. Ее развитие тесно связано с именами Михаила Максимовича, Николая Костомарова, Павла Чубинского, Николая Сумцова, Владимира Шухевича, Федора Вовка, Дмитрия Яворницкого и многих других выдающихся деятелей украинской культуры. Значительный вклад в развитие украинского народоведения сделали писатели Тарас Шевченко, Пантелеймон Кулиш, Иван Нечуй-Левицкий, Иван Франко, Леся Украинской, Михаил Коцюбинский и др. Ведущую роль в исследованиях по этнографии сыграло Львовское научное общество им. Т. Г. Шевченко, при котором в 1898 p. была создана Этнографическая комиссия, которая выдавала "Этнографический вестник", "Материалы к украинскому-русской этнологии" и др.
Зарождению этнографии как науки предшествовало накопление етнтографичних знаний, истоки которых восходят времен Киевской Руси. В знаменитой достопримечательности «Повести временных лет» впервые было сформулировано принципиально важное для этнографии как науки положение о своериднсть всех племен и народов: «Имяхуть потому обычаи свои, и законы отец своих и предания, кождо свои нравы». Другие, не менее важные для становления этнографии положение – о происхождении народов, их расселения, систему обычаев, традиций, материальной культуре и духовный мир – упоминаются в таких памятниках: «Слово о полку ИгоревЪ», «Слово о погибели Руськия земли» , в Густинской летописи, «Роксолании» С. Кленовича, «Хронике» Феодосия Сафоновича, старшинских летописях Самовидца, С. Величко, Г. Гребенки и др.
По мере накопления этнографических знаний формировалась этнография как наука. Первым свидетельством зарождения украинской этнографии стала «Программа» для описания Украина Ф. Туманского, а также специальная народоведческую разведка Г. Калиновского «Описание свадебных украинский простонародных обрядов». Кстати, украинская этнография имеет своеобразную природу формирования: она зарождалась на народоведческой основе, на почве фольклора и литературы, концентрируя основное внимание на исследовании духовной культуры. Предметная направленность украинской этнографии логично возникала из своеобразного состояния тогдашней Украине – полуколониальной национальной окраины. Украинская интеллигенция пыталась через осмысление духовности украинского народа выявить его потенции для освобождения и обретения свободы.
Украинская этнография у своих истоков формировалась преимущественно как описательная дисциплина. Она основывалась на базе трех народоведческих центров: Харьковского университета (начало XIX века). Киевского университета (40-е pp. XIX века) и Львова (конец XIX века). Харьковская «романтическая» школа (И. Срезневский, А. Метлинский, Н. Костомаров, М. Сементовский и др.) сосредоточивалось прежде всего на изучении мифологии и демонологии; киевская (М. Максимович, П. Кулиш, Т. Шевченко, О . Афанасьев-Чубинский, П. Чубинский и др.) – на изучении этнической истории и культуры, начав систематические этнографические обследования, образовав «Этнографически статистическую экспедицию»; львовская (М. Грушевский, И. Франко, В. Гнатюк, Ф. Колесса , В. Шухевич и др.) – на разработке карпатской проблематики, освещая ее на страницах первого специального печатного органа "Этнографический вестник" и "Материалы к украинскому-русской этнологии".
Сейчас украинская этнография, традиционно сочетая два уровня исследований: описательный и обобщающий, тяготеет к этнологического, теоретического осмысления эмпирического материала. Как самостоятельная область науки этнография оформилась в середине XIX в. с возникновением эволюционной школы, появлением исследований Л. Генри Моргана и труды Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.), в которой сформулированы основные положения о первобытнообщинный строй.
В процессе расширения знаний о культуре народов и их деятельность возникали различные школы и направления в этнографической науке.
Развитие этнографии в Украине проходил в постоянных связях с русской и белорусской этнографией. Первые свидетельства о украинском как отдельный народ относятся к XVI – первой половины XVII в. Они содержатся в различных светских и церковных актах, произведениях Ивана Вишенского, Климентия Зиновиива, летописях Самовидца, Самуила Величко, Григория Грабянки, записках зарубежных авторов (Б. де Виженера, Е. Лясоты, Г. Л. Боплана, С. Герберштейна и др.).
В XIX – начале XX в. центрами этнографии в Украине становятся Харьковский, Киевский, Новороссийский (Одесский) и Львовский университеты, а также Комиссия по описанию губерний Киевского учебного округа, Юго-западный отдел Русского Географического общества. Научное общество им. Т. Г. Шевченко во Львове, Этнографическая комиссия Украинского научного общества в Киеве. Развитие передовой этнографической мысли в Украине тесно связано с именами Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, М. Коцюбинского, Леси Украинский, П. А. Грабовского, С. А. Подолинского. Ценный фактический материал содержится также в исследованиях по этнографии Н. Ф. Сумцова, В. Д. Шухевича, Я. Ф. Головацкого, П. П. Чубинского и особенно – Ф. К. Вовка (Волкова). Важное значение для этнографии Украине имеют публикации Д. И. Яворницкого, впоследствии академика АН Украины.
В последние годы в Украине создан ряд этнографических музеев под открытым небом (в Переяславе-Хмельницком, Ужгороде, Львове, Киеве), этнографические экспозиции в других музеях. В открытом в 1976 г. в Киеве Музее народной архитектуры и быта Украины представлены особенности культуры и быта всех историко-этнографических районов. Сейчас исследованиями по этнографии занимаются институты Академии наук Украины, етноцентры, музеи, учебные заведения, которые издают научные записки, монографии, научно-популярные журналы, методические пособия и т.п. Народоведческие студии печатают журналы "Народное творчество и этнография", "Родовид", "Берегиня", "Украинский мир", "Памятники Украина", "украинская культура", другие издания, среди них и региональные.

Вернуться назад